Композитор Альфред Шнітке. Монографія. 4-е изд., Стер.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Содержание
От автора ………. 6
Личность множественных измерений ………. 8
Становление ………. 11
Семья. Юность. Музыкальное училище ………. 11
Консерватория ………. 27
Ирина ………. 61
«Шестидесятник» ………. 71
Дух эпохи ………. 71
«Вторая консерватория» ………. 77
Прорыв к полистилистике ………. 104
Новая простота ………. 129
Глубины тишины. Богоискательство ………. 129
Дар простоты ………. 148
Кинокомпозитор ………. 153
«Пиковая дама» ………. 167
Апогей ………. 176
Зигзаги признания ………. 176
Укрепление веры. Симфонии Вторая, Третья, Четвертая ………. 182
Зло и Добро: кантата «История доктора Иоганна Фауста» ………. 206
Отступление ………. 218
Смерть и Просветление: Альтовый и Хоровой концерты ………. 221
Последний виток спирали ………. 235
Срыв ………. 235
Бесконечность истины ………. 239
Вверх по витку ………. 245
Отторжение в вечность ………. 271
Цитируемая литература ………. 316
Указатель имен ………. 319
От автора
Вниманию читателя предлагается первая на русском языке биография одного из крупнейших современных композиторов — Альфреда Гарриевича Шнитке (1934–1998). Естественно, что полный и исчерпывающий биографический труд о нем возможен лишь на основе соответствующего архива (с включением многочисленных писем), в настоящее время еще не сформированного. Данная же книга, жанр которой можно было бы обозначить словами «Альфред Шнитке, каким я его знаю, каким я его вижу», — это взгляд современника, находившегося вблизи Шнитке на протяжении всей его жизни в Москве, сохранившего много личных материалов и воспоминаний.
В 1990 г. мною совместно с Е. И. Чигаревой была опубликована о Шнитке исследовательская монография. Она содержала музыкально-теоретический анализ всех основных произведений композитора, написанных до момента окончания работы, предназначалась для музыкантов профессионалов и не включала биографии музыканта. Публикуемая книга симметрично дополняет первую: в ней прослеживается жизнь и творческий путь Шнитке в биографическом плане и содержится лишь краткое описание некоторых его произведений. Адресуется она широким кругам читателей, интересующихся музыкой, искусством, культурой.
Фактологической основой данной работы послужили, помимо личных рукописных материалов и публикаций автора, также книги бесед со Шнитке Д. Шульгина и А. Ивашкина. Кроме того, использована книга А. Ивашкина на английском языке и многочисленные интервью с композитором разных лиц в журналах и газетах, а также многократно слышанные устные воспоминания Ирины Гарриевны Комардёнковой, сестры А. Г. Шнитке, об их детстве и пребывании в Вене.
Специально для этой монографии мною были проведены беседы с Ириной Федоровной Шнитке — женой композитора, Аркадием Евгеньевичем Петровым — его другом (им же предоставлено письмо А. Шнитке от 28 августа 1957 г.), Реджепом Аллаяровичем Аллаяровым, Евгенией Ивановной Чигаревой и Михаилом Александровичем Сапоновым — бывшими учениками Шнитке по консерватории.
На все использованные книги и материалы, как и на их авторов, в книге даются указания — при их цитировании.
Выражаю мою искреннюю благодарность за консультации сестре композитора И. Г. Комардёнковой, кинорежиссеру А. Ю. Хржановскому, священнику Н. А. Ведерникову, дирижеру В. К. Полянскому, врачу-нейрохирургу А. А. Потапову и многим другим действующим лицам этой книги, а также директору Киноцентра на Красной Пресне Н. И. Клейману, предоставившему возможность просмотреть фильмы с музыкой Шнитке, и особенно Ирине Федоровне Шнитке, высказавшей по моей просьбе замечания по всему тексту данной работы и предоставившей большую часть фотографий.
В. Н. Холопова
Март 2002/Январь 2008/Октябрь 2010