Музична культура Європи та Росії. XIX століття. Навчальний посібник. 3-е изд., Стер. Самсонова Т. П.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Основная идея учебного пособия — показать общность европейского пространства, невозможность его восприятия без учета достижений России. В книге, освещаются глубинные корни исторического различия музыкальных культур Европы и России, их неповторимость; обобщается материал по исполнительскому творчеству, музыкальной науке, педагогике, театральному искусству, — обычно рассредоточенный по отдельным тематическим изданиям. В целом, представлена широкая панорама музыкальной культуры XIX века.
Пособие предназначено учащимся гуманитарных вузов, колледжей, а также всем интересующимся историей музыкальной культуры прошлого и настоящего.
От автора
Введение
Существует давняя традиция в отечественном музыкальном образовании рассматривать раздельно европейское и русское музыкальное искусство. В данном учебном пособии, следуя установившимся правилам, мы условно разделяем культурное поле на две части: Европа и Россия. Не меняя основных смысловых установок и характеристик, мы, однако, попытаемся усилить некоторые акценты. Во-первых, нам хотелось бы показать глубинные корни исторического различия музыкальных культур Европы и России, когда именно факторы истории оказывали сильнейшее влияние на формирование неповторимых черт европейской и русской музыкальных культур.
Для нашей темы важно понимание того, что: «наш народ вышел на историческую арену лишь в конце IX века. Вначале это был только Новгород, который к этому времени вошел в орбиту Ганзейского союза, а в 862 году призвал на княжение трех братьев-варягов, из которых Рюрик стал княжить в Ладоге. Считалось, что это событие положило начало нашей государственности; как факт исторической значимости в 1862 году в Новгороде был торжественно открыт памятник тысячелетию России. Но, если быть точным, то Новгородская республика пригласила или вернее наняла Рюрика не правителем, а всего лишь главой новгородской дружины — небольшого новгородского войска. Эта практика в республике продолжалась в течение длительного времени, В такой же роли, например, выступал и знаменитый князь Александр Невский. Для нашей темы достаточно зафиксировать, что Русь так или иначе появилась на исторической арене приблизительно в середине X века. Это случилось через две с лишним тысячи лет после появления в Средиземноморье фонетической азбуки и религии единого бога, более полутора тысяч лет после «греческого чуда», когда человечество стало осмысливать свое бытие и были заложены основы рационального научного мышления, и через девять с половиной веков с момента появления христианской религии. Ко времени появления Руси Средиземноморская культура, а позднее — Западно-христианская цивилизация прошли очень длительный путь своего интеллектуального развития. Причем становление христианства проходило через этапы, которые принято называть — апологетикой (II — IV века), патристикой (IV-V века) и схоластикой (IX век и далее). В первом случае христианские теоретики защищали вероучение от нападок греческих ученых язычников и от еретических искажений. Во втором периоде отцы церкви систематизировали и разрабатывали догматику и принципы христианства, а в схоластике предпринимались усилия согласовать веру с разумом. Даже предельно схематизированное перечисление показывает, что при выполнении этой грандиозной работы изощрялся ум и создавались методы мышления, такие, как например, логика. Все это показывает, какой была интеллектуальная ситуация в момент вступления России в европейский исторический процесс» (1). Принятие в 988 году в России христианства в греческо-византийской ветви, на семь веков определило развитие страны в замкнутом пространстве, со слабыми международными связями. Эпоха петровских реформ с начала XVII века дала сильнейший толчок развития страны в экономическом, политическом, культурном и международном значении. Эпоха Просвещения, конец XVIII и начало XIX века, вызвали в России небывалый подъём интеллектуальных усилий и философских исканий от А.И. Радищева, Н.И. Новикова, Н.М. Карамзина до П.Я. Чаадаева, А.И. Герцена, В. Белинского и других мыслителей. Отечественная война 1812года в России всколыхнула и пробудила самые искренние патриотические чувства, во всех слоях общества и во всех поколениях. XIX век дал совершенно новые направления общественной мысли, то чего не знали прошлые века. С особой силой вспыхнула тема русской «самобытности» во имя раскрытия «русской идеи», «русских начал», доныне лежавших «в глубинах народного духа». Передовое общественное сознание активно выражало себя в «западничестве» и «славянофильстве», в кружках «любомудров», «петрашевцев», «почвенников», в подъёме религиозной философии, в творчестве Н.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, в музыке М.И. Глинки, А.С. Даргомыжского, П.И. Чайковского, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова.
Второй акцент, который нам бы хотелось сделать: – это присутствие национального фактора в музыке. Именно XIX век с особой силой выразил этот фактор в формировании европейских национальных школ. Европейские философские школы конца XIX начала XX веков (К.Г. Юнг, К. Леви-Стросс ) показали, что, ментальные структуры устойчивы и не склонны к быстротечным изменениям, поэтому так неповторима музыка Глинки и Чайковского, Грига и Шопена, Де Фальи и Равеля. Примат национальных чувств, особенностей исторического и этнокультурного плана отражается в музыкальных национальных школах с многовековой практикой и устойчивыми традициями. Народ, как правило, отбирал именно те жанровые, мелодические, структурные формы, которые в каждом конкретном случае оказывались единственно необходимыми и возможными. Относительная устойчивость народного мышления способствовала кристаллизации норм и принципов, которые отражали мироощущение данного народа. Известно выражение М.И.Глинки: « Создаёт музыку народ, а мы художники, только её аранжируем» (2). Именно в XIX веке определилось понятие национальная школа, выдвинувшая из своей среды крупнейших европейских и русских композиторов, вошедших в «золотой фонд» мировой классики.
Музыкальная культура XIX века в Европе даёт богатый материал для познания, осмысления и обобщения не только индивидуального творчества в области музыки, но и представление об истории того периода, о той общественной среде, где формировались великие европейские музыканты, оказавшие большое воздействие на дальнейшее развитие музыкального искусства в своих странах.
История XIX века даёт возможность увидеть разные аспекты многоликой картины ушедшего мира, которые благодаря музыкальному искусству, сохранили непреходящее значение и по сей день. Современный взгляд на культуру разных эпох позволяет увидеть в культуре сложное взаимодействие и целостное единство материального и духовного, разнообразное проявление форм индивидуальной человеческой деятельности, яркое объединение её в достижениях различных видов искусств. При рассмотрении музыкальной культуры XIX века надо учитывать, что в это понятие входят многие пересекающие компоненты системного характера: композиторское и исполнительское творчество, музыкальная наука и педагогика, стили и направления музыкального искусства, функционирование театров, концертных организаций и учебных заведений, взаимоотношения исполнителей со слушателями, формирование вкусов и предпочтений аудитории и другие творческие и художественные параметры.
В этом многосоставляющем явлении мы определяем константу -, столетие XIX века, - при котором происходило развитие такого сложного организма как музыкальная культура. Социальные катаклизмы, войны и революции, геополитический передел в результате Наполеоновских войн - всё это существенно изменило соотношение сил между европейскими государствами. Карта Европы к концу XIX века представляла собой пёструю картину границ между Францией, Германией, Австрией, Италией, Испанией, Польшей, Венгрией, Чехией, Россией, Скандинавией. Музыкальное искусство давало в этих страна разные всходы и занимало разный удельный вес в общественной жизни - от столичных музыкальных центров, таких как Париж, Вена, Неаполь, - где музыка «била ключом», «кипела» и активно формировала общественную жизнь, была законодательницей моды в концертных залах, музыкальных салонах и театрах, - до тихих сонных провинций, где музыкальная жизнь текла едва заметным ручейком. Мы попытаемся сквозь призму важных исторических событий того времени обозначить наиболее значительные вехи развития музыкальной культуры эпохи, попробуем «услышать» музыку в общественной жизни того времени; постараемся приблизиться к пониманию в сегодняшнем мире явления музыкального романтизма, которым была наполнена музыка XIX века, где красной нитью проходила борьба с костными предрассудками общества за возвышенные и прекрасные идеалы человеческого духа.
Сошлёмся, однако, на мнение известного отечественного историка музыки В.Дж. Конен: «Известно, что даже самый обстоятельный учебник один не может удовлетворить нужды музыкального образования. Одному автору редко бывает под силу создать безупречно уравновешенную книгу, где все исторические разделы разработаны одинаково глубоко, где каждая композиторская индивидуальность освещена с исчерпывающей полнотой, а все анализы выполнены на высоком уровне. Коллективный же труд страдает другими недочётами - тенденцией к обезличенности, отсутствием объединяющей мысли. В столь сложной дисцплине, как история музыки, которая требует не только фактических знаний, но и строгого целеустремлённого отбора материала, где наряду с широкими историко-культурными и стилистическими обобщениями необходим индивидуализированный анализ отдельных произведений, только обращение к разным учебникам, написанным разными авторами, можно обеспечить более или менее полное представление об изучаемом предмете» (3).
В дополнение к мнению В.Дж. Конен, приведём мнение известного русского философа С.М. Франка (1877-1950), которое касается изучения мировой истории, когда исследуя её: «…Мы всегда находимся в её середине, и нам не дано видеть её конца; каждый из нас вынужден уходить из театра до закрытия занавеса; не зная, что будет дальше, началом чего было то, что нам удалось узнать и испытать, мы не в состоянии обозреть мировую драму в целом и потому понять её смысл. Более того, мы не присутствуем в театре и с начала драмы, мы входим в него лишь в середине действия и присутствуем лишь при его части, без начала и конца; и хотя мы имеем возможность узнать – всегда неполно, - что происходило до нашего прихода( в этом и состоит историческое знание), но в центре нашего внимания и полноту впечатления даёт только отрывок драмы, который мы видим, т.е. в истории то, что называется «нашим временем»; о прошлом мы судим, как и о будущем догадываемся, только по нему; это создаёт неизбежно и урезанную, и искусственную перспективу. Поэтому все попытки рационально «понять» драму мировой истории, установить её «смысл», её определяющую идею, обречены оставаться беспомощными и, по существу,тщетными(4).
Вполне соглашаясь с приведёнными выше мнениями признанных авторитетов, и принимая возможные упрёки в неизбежной неполноте представленного нами труда, мы всё-таки попытаемся приподнять «занавес истории», представить авторский подход, и обозреть музыкальную культуру Европы и России XIX века как целостное явление, как единую картину музыкальной Европы и России, корни которой дали новые направления в XX и XXIвеках.
Учебное пособие «Музыкальная культура Европы и России. XIX век» состоит из двух частей, в которых соответственно рассматриваются музыкальные культуры Европы и России. Каждая часть имеет разделение по главам. Цитаты текста, обозначенные в кавычках, имеют порядковый номер арабскими цифрами и соотносятся со списком примечаний в конце каждой главы. К каждой главе есть список рекомендованной литературы. Пособие предназначено для студентов гуманитарных вузов и для всех интересующихся европейской и русской музыкальной историей и культурой.
Оглавление
Содержание
Введение
Часть I. Европа. XIXвек
Глава 1. Музыка XIX века сквозь призму европейской истории
Глава 2. Национальный фактор в музыке
Глава 3. Стили и направления в музыкальном искусстве XIXвека: романтизм, веризм, импрессионизм
Глава 4. Крупнейшие европейские композиторы XIX века – представители национальных школ
Глава 5. Оперетта как явление европейской музыкальной культуры в XIXвеке
Глава 6. Музыкальное образование как фактор культуры в XIXвеке: ведущие консерватории Европы
Глава 7. Выдающиеся европейские исполнители XIXвека
Глава 8. Оперные театры Европы XIX века
Часть II. Россия. XIXвек
Глава 9. Особенности музыкально-исторического пути России
Глава10.Русская музыкальная культура и русские самодержцы
Глава 11. Русская композиторская школа в XIX веке
Глава 12. Первые русские консерватории в XIX веке
Глава 13. Мариинский и Большой театр - символы оперного искусства XIX века
Заключение