Алеаторику як принцип композиції. Навчальний посібник. 2-е изд., Стер. Переверзєва М. В.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Алеаторика – метод композиции в музыке XX—XXI веков, допускающий вариабельные отношения между элементами музыкальной ткани (в том числе нотного текста) и музыкальной формы и предполагающий неопределённость или случайную последовательность этих элементов при сочинении или исполнении произведения. В настоящее время фактически нет работ, посвященных алеаторике, написанных на русском языке.
Учебное пособие адресовано учащимся на теоретических отделениях музыкальных специальностей.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ. К ПРОБЛЕМЕ СЛУЧАЙНОГО ………. 5
Индетерминизм, иррационализм, релятивизм в философии ………. 7
Неопределенность и случайность в науке ………. 18
Терминологический плюрализм ………. 37
ГЛАВА I. ПРЕДЫСТОРИЯ АЛЕАТОРИКИ ………. 49
Мобильные, или открытые, произведения искусства ………. 49
Музыкально-историческая ретроспектива ………. 73
Музыкальный мобиль ………. 100
ГЛАВА II. ТЕХНИКИ КОМПОЗИЦИИ ХХ ВЕКА — РАЗНЫЕ ВИДЫ АЛЕАТОРИКИ ………. 128
«Метод случайных действий» и принцип индетерминизма Кейджа ………. 129
Свобода звука и неточная нотация Фелдмана ………. 152
«Метод подсказывания» К. Вулфа ………. 158
Принцип мобиля и «открытая форма» Э. Брауна ………. 166
Стохастическая композиция Я. Ксенакиса и компьютерная музыка Л. Хиллера ………. 183
Статистический метод, вариабельные и многозначные формы К. Штокхаузена ………. 206
Техника aléa П. Булеза: между порядком и хаосом ………. 224
Ограниченная алеаторика ………. 244
Импровизация и хэппенинг ………. 294
ГЛАВА III. АЛЕАТОРНАЯ ФОРМА ………. 363
Три типа алеаторных форм: мобильная, вариабельная и модульная ………. 364
Алеаторные формы на основе традиционных принципов организации ………. 406
Алеаторные формы на основе индивидуальной модели композиции ………. 440
Вероятностные модели алеаторных форм ………. 495
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………. 522 ЛИТЕРАТУРА ………. 534 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
МУЗЫКАЛЬНЫЕ МОБИЛИ (сочинения с авторским названием или подзаголовком «мобиль») ………. 554
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
У. Каземец. «Тригон» ………. 558
Дж. Кейдж ………. 565
П. Оливерос ………. 567
В. Глобокар. Круг (1970) (эксперимент в коллективном сотрудничестве неограниченного количества исполнителей) ………. 575
Э. Каркошка. Коллективная импровизация ………. 577
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Дж. Кейдж. II. НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ………. 584
Л. Берио. [Форма] ………. 594
Р. Хаубеншток-Рамати. Нотация — материал и форма ………. 598