Блюз. Введення в історію. 4-е изд., Стер. Мошков К. В.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
В книге «Блюз. Введение в историю» впервые на русском языке делается попытка рассказать об истории центрального направления афроамериканской музыки XX века — блюза, пронизавшего собой всё генеалогическое древо популярных музыкальных жанров в США и за их пределами, от джаза до соул и рок-музыки. Автор книги — музыкальный журналист Кирилл Мошков, главный редактор журнала «Джаз.Ру» — рассматривает блюз не только как чисто музыкальный феномен, но и как часть новейшей американской истории, помещая развитие музыкальных стилей в контекст социальных перемен в Америке на протяжении периода от рубежа XIX–XX веков и до 1960–1970-х гг. В качестве оси координат повествования выбрана история блюза в грамзаписи: читатель узнаёт не только о вехах творчества блюзовых музыкантов, но и о непростой работе продюсеров и фирм звукозаписи, сделавших историю блюза такой, какой мы её знаем.
От автора
На русском языке об истории блюза написано и издано совсем немного. Много интересных материалов, в том числе сделанные энтузиастами переводы классических книг по истории афроамериканской музыки, есть на русскоязычных интернет-ресурсах — прежде всего на первоклассном портале Blues.Ru и на специализированном сайте «Блюзовая архаика» (www.old-blues.ru), где многих героев этой книги можно и послушать. Но книги по сколько-нибудь систематической истории блюза — одного из важнейших явлений мировой музыкальной культуры XX века, пронизавшего собой множество других массовых жанров, от джаза до рок-музыки, — на русском языке пока что не было.
Почему восполнить этот пробел решил редактор журнала о джазе? Ответов несколько, но главный из них таков: автору просто очень нравится блюз. Я не только говорил (например, в цикле авторских радиопрограмм «Чернозём» на московских радиостанциях «Вокс» и «Ракурс» в 1993–1997 гг. или в первом сезоне (2008) цикла лекций «Блюзовая академия», которые устраивал в Москве блюзовый продюсер и музыкант Владимир «Вовка» Кожекин) и писал о нём (например, в цикле статей о специализировавшихся на блюзе в 1920–1960-х гг. американских фирмах грамзаписи, который я делал для журнала «Звукорежиссёр» в 2000–2004 гг.) — я ещё и играл блюз, хотя и давно: моя публичная музыкальная деятельность прекратилась более десяти лет назад.
Почему в этой книге есть более или менее подробные рассказы о музыкантах, скажем, N. и X., но нет сколько-нибудь подробных рассказов о музыкантах Y. или Z., хотя тот или иной читатель, например, знает их гораздо лучше? А просто книга называется «Блюз. Введение в историю», а не «История блюза». Наступит время — кто-нибудь (может быть, и автор этой книги) напишет на русском языке более подробную блюзовую историю. А пока перед нами — введение в неё.
Автор выражает глубокую признательность людям, которые на разных этапах на протяжении пятнадцати лет содействовали тому, чтобы рано или поздно эта книга появилась: в США — Лэрри Эпплбауму (Библиотека Конгресса США, Вашингтон), Джейсону Корански (журнал Down Beat, Чикаго), Ховарду Мэнделу (Ассоциация джазовых журналистов и Университет Нью-Йорка) — за советы и методические подсказки, а также нью-йоркскому музыканту Майку Эллису — за неоценимую помощь при погружении в американскую «уличную культуру»; в России — Фёдору Романенко (Blues.Ru), Михаилу Бирюкову («Блюзовая архаика»), Владимиру «Вовке» Кожекину («Блюзовая академия»), а также Андрею Евдокимову — ведущему радиопрограммы «Весь этот блюз», благодаря которой ещё в 1991–1992 гг. (когда она начала выходить на первой московской «независимой» радиостанции SNC) тысячи подобных мне слушателей начали открывать для себя волнующую и непростую историю блюза.
Особая благодарность — Анне Филипьевой за поддержку во всём.
Кирилл Мошков
Оглавление
От автора .......... 3
Часть 1. Начало. Истоки. Первые записи .......... 5
Ранний блюз в грамзаписи: хронология .......... 31
Взлёт и падение «Чёрного лебедя» .......... 47
Блюзовые прорывы 1920-х .......... 66
Императрица блюза .......... 96
Часть 2. С плантаций — в города .......... 137
DeltaBlues .......... 140
Piedmont Blues .......... 158
Texas Blues .......... 179
Часть 3. Блюз после Второй мировой .......... 211
Белый продюсер, чёрный блюз .......... 213
«Вот где живёт бессмертная душа!» .......... 213
«Мне не нужен хит. Мне нужна хорошая песня!» .......... 225
Империя джукбоксов .......... 239
Звук Нью-Орлеана .......... 248
Chicago Blues .......... 261
Эмигранты и чёрная музыка .......... 261
Эра Диксона .......... 275
Триумф и распад .......... 290
Звук Мемфиса .......... 308
Звук молодой Америки .......... 325
Лидер независимых .......... 343
На ком держался Atlantic .......... 343
Уход ветеранов .......... 350
Библиография .......... 373