Кларнет і саксофон в Росії. Виконавство, педагогіка, композиторська творчість. Майстренко А. В.
Доставка
Оплата
Опис
Рекомендовано Ученым советом Института музыки театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена
Данная работа обобщает исторический опыт, накопленный отечественными исполнительством на кларнете и саксофоне; в ней представлены сведения о наиболее видных педагогах и указаны произведения, написанные для этих инструментов или с их использованием.
В книге собраны и обобщены материалы, опубликованные в специальных трудах, периодической печати, мемуарной литературе, использованы архивные документы, хранящиеся в фондах Российского государственного исторического архива, Российского государственного архива литературы и искусства, Архива дирекции императорских театров, Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки, архивов Санкт-Петербургской и Московской консерваторий.
Раздел «Энциклопедия кларнета и саксофона» содержит краткие биографические сведения о более чем 400 исполнителях и педагогах Российской Империи, Советского Союза и РФ.
От автора
Введение
Кларнет и саксофон — самые молодые инструменты среди деревянных духовых. Если первый получил свое развитие благодаря усовершенствованию старинной свирели шалюмо, то второй явился результатом творческих поисков профессионального кларнетиста и реформирования им кларнета, или, если хотите, бас-кларнета. Потому и неудивительно, что на протяжении полутора веков партию саксофона в оркестре зачастую исполняли именно бас-кларнетисты. И если первые в истории кларнетисты до этого играли на шалюмо, то первые саксофонисты были кларнетистами. Недаром в Музыкальном словаре Г. Римана сказано, что саксофон «по способу извлечения звука принадлежит к одному классу с кларнетом (мундштук с простым язычком)». До сих пор большинство кларнетистов владеют основными навыками игры на саксофоне. Еще Г. Берлиоз писал, что «кларнетисты, освоившие уже секреты амбушюра, овладевают механизмом саксофона в очень короткое время». «Аппликатура саксофона сходна с кларнетной, но проще ее, — пишет Г. Риман, — разница получается, вследствие того что саксофон не “квинтирует”, подобно кларнету, а “октавирует”, подобно флейте и гобою».
Можно сказать, что эти инструменты идут рука об руку, ведь исполнители на кларнете и саксофоне — специальность универсальная, основная сфера их деятельности — симфонический, духовой или эстрадный оркестр или камерный ансамбль, где кларнетист или саксофонист прежде всего солист, совершенно независимо от того, какую партию он исполняет. Ведь в основе исторического развития конструктивных, выразительных и виртуозных качеств духовых инструментов лежит в первую очередь их оркестровая сущность. Развернутые соло написаны композиторами для первого кларнета — «Франческа да Римини» и Шестая симфония Чайковского, «Шехерезада» и «Испанское каприччио» Римского-Корсакова, Вторая симфония Рахманинова и Четвертая симфония Брамса. Сольные фразы второго кларнета, особенно в партитурах Римского-Корсакова и Рахманинова, демонстрируют расчет авторов на высокий уровень профессионализма исполнителей. Яркие эпизоды кларнета-пикколо (Берлиоз, Р. Штраус, Шостакович) и бас-кларнета (Вагнер, Верди, Чайковский, Шостакович, Стравинский) дополняют картину использования кларнета в оркестре. Наиболее известные соло саксофона в мировой музыке — «Болеро» Равеля (сопрано и тенор-саксофоны), «Арлезианка» Бизе, «Картинки с выставки» Мусоргского в оркестровке Равеля, «Симфонические танцы» Рахманинова, «Ромео и Джульетта» Прокофьева и «Гаянэ» Хачатуряна (альт), «Американец в Париже» Гершвина (альт и тенор) — демонстрируют яркие возможности инструмента в симфоническом оркестре. Хочется надеяться, что и в будущем «искусные композиторы, несомненно, достигнут чудесных результатов, присоединяя саксофоны к семейству кларнетов или вводя их в иные сочетания».
С момента изобретения кларнета до его окончательного утверждения в составе симфонического оркестра прошло больше века. В последних своих симфониях кларнет применяли Моцарт и Гайдн, Бетховен же включил его в свою Первую симфонию, тем самым завершив формирование деревянной духовой группы. Внедрение саксофона полутора веками позднее, как и любого новшества, также проходило непросто: если в духовом и эстрадном коллективе саксофон утвердился прочно и незыблемо, то в симфоническом он и по сию пору используется эпизодически, при этом, однако, очень украшает и обогащает оркестровый тембр. Зато в эстрадно-джазовом оркестре саксофону поистине нет равных: ни один подобный коллектив без него не обходится.
Свои шедевры для кларнета создали в XVIII–XIX веках Моцарт, Вебер и Брамс; среди ведущих композиторов, творивших для саксофона в ХХ веке, назовем Дебюсси и Глазунова, сочинивших первые опусы «золотого» репертуара.
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ ………. 5
Глава I. СОЗДАНИЕ КЛАРНЕТА ………. 8
Глава II. ПОЯВЛЕНИЕ КЛАРНЕТА В РОССИИ. ПЕРВЫЕ КЛАРНЕТИСТЫ ………. 23
Глава III. КЛАРНЕТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА. ИВАН МЮЛЛЕР ………. 47
Глава IV. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА ………. 72
Глава V. ПРОФЕССОР И КАВАЛЕР ЭРНЕСТОКАВАЛЛИНИ ………. 84
Глава VI. КЛАРНЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА ………. 96
Глава VII. СЕРГЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ РОЗАНОВ ………. 120
Глава VIII. МУЗЫКА ДЛЯ КЛАРНЕТА В XIX — НАЧАЛЕ XX ВЕКА ………. 132
Глава IX. РАЗНОВИДНОСТИ КЛАРНЕТА. МУНДШТУКИ И ТРОСТИ ………. 143
Глава Х. ИЗОБРЕТЕНИЕ САКСОФОНА. ПРОФЕССОР И КАВАЛЕР АДОЛЬФ САКС ………. 149
Глава XI. ПОЯВЛЕНИЕ САКСОФОНА В РОССИИ. ПЕРВЫЕ САКСОФОНИСТЫ ………. 165
Глава XII. КЛАРНЕТ В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ………. 174
Глава XIII. МУЗЫКА ДЛЯ КЛАРНЕТА В ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА ………. 215
Глава XIV.КЛАРНЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА ………. 228
Глава XV. ПАВЕЛ НИКОЛАЕВИЧ СУХАНОВ ………. 247
Глава XVI. САКСОФОН В РОССИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX ВЕКА ………. 255
Глава XVII. РУССКАЯ МУЗЫКА ДЛЯ САКСОФОНА В ХХ ВЕКЕ ………. 263
Глава XVIII. КЛАРНЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ ХХ ВЕКА (ПРОДОЛЖЕНИЕ) ………. 271
Глава XIX. МУЗЫКА ДЛЯ КЛАРНЕТА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ ВЕКА ………. 288
Глава ХХ. КЛАРНЕТ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕХХ ВЕКА (ОКОНЧАНИЕ). XXI ВЕК НАЧАЛСЯ… ………. 293
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………. 306
ПРИЛОЖЕНИЕ ………. 307
КРАТКИЙ БИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ МУЗЫКАНТОВ-ИСПОЛНИТЕЛЕЙ НА КЛАРНЕТЕ И САКСОФОНЕ ………. 308
ЛИТЕРАТУРА ………. 376