Ескіз нової естетики музичного мистецтва. Навчальний посібник. 2-е изд., Испр. Бузоні Ф.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Трактат итальянского композитора, пианиста и педагога Ферруччо Бузони (1866-1924) посвящен вопросам обновления музыкального искусства на рубеже веков. По мнению Бузони, главное свойство музыки — ее самостоятельность относительно других видов искусства, в связи с чем он отказывает в праве существования программной музыки.
Автор ратует за освобождение музыкального искусства от оков классической гармонии, за привнесение новых способов звукоизвлечения (в том числе, с применением электричества) и возвращение к традиции импровизационного музицирования.
Издание адресовано студентам музыкальных училищ и консерваторий, а также широкому кругу интересующихся искусством.
Предисловие
Предлагая «эскиз» Ферручио Бузони в своем переводе русской публике, я имею в виду, прежде всего, познакомить ее с художественной личностью этого большого интересного артиста, играющего видную роль в музыкальной жизни Запада, — главным образом в качестве сильного и своеобразного пианиста. Вместе с тем его эстетические наброски, — обнаруживающие живой, пытливый ум, интенсивно ищущий новых путей, — будут, мне кажется, не без пользы прочтены всяким, кто чутко откликается на принципиальные вопросы искусства и не ограничивается его «текущими» делами.
Помимо главной, заключительной идеи — коренной реформы нашей тональной системы, — Бузони попутно касается целого ряда проблем первостепенной важности; не углубляясь в них и подчас едва задавая тот или иной вопрос, он самого читателя все время наводит на размышления. Оригинальная прямота построений, часто блестящих, невольно заинтересовывает последнего, — независимо от того, соглашается ли он со взглядами автора или нет.
Кроме некоторых максим, не возбуждающих сомнения, и априорных истин, так легко в наше время забываемых, — в этом очерке, правда, не мало спорного и парадоксального. Но парадоксы Бузони остроумны, а «спорное» ведь еще не значит «заведомо неверное». Личное же художественное миросозерцание автора выступает рельефно, несмотря на отрывочность изложения.
В данном случае критика не входит в мою задачу; но я сохраняю за собой право высказаться где‑нибудь в другом месте по поводу главной идеи настоящего «эскиза», весьма характерной для наших тревожных дней, — отличающихся, как известно, не столько уверенным в себе созиданием, сколько нервным, беспокойным исканием.
В. К.
Август 1912 г.