Мосін І. Е. Творча робота в концертмейстерський класі. Навчально-методичний посібник. 2-е изд., Стер.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Год выпуска: 2017Тираж: 100 экз.Формат: 12,8 x 20 смПереплет: мягкийСтраниц: 112
Содержание
Вступление ………. 5
Требования и задачи, решаемые в концертмейстерском классе ………. 10
Работа концертмейстера над концертно-камерным репертуаром вокалистов ………. 14
Методический разбор романса «Не верь мне, друг» на слова А. К. Толстого, соч. 14, № 7 ………. 20
Методический разбор романса «Как мне больно на слова Г. Галиной, соч. 21, № 12 ………. 29
Методический разбор романса С. В. Рахманинова на слова И. А. Бунина «Ночь печальна…», соч. 26 ………. 36
Методический разбор романса «Ночью в саду у меня…» на слова А. Исаакяна в переводе А. Блока, соч. 38, № 1 ………. 36
Работа концертмейстера над камерным и оперным репертуаром ………. 51
Методический разбор арии Эболи (III действие) из оперы Дж. Верди «Дон Карлос» ………. 60
Работа концертмейстера с солистом-инструменталистом ………. 71
Методический разбор Вальса, соч. 39, № 8 П. И. Чайковского (переложение для скрипки и фортепиано) ……… 72
Методический разбор пьесы К. Дебюсси «Лунный свет» из «Бергамасской сюиты» (переложение для трехструнной домры и фортепиано) ………. 78
Работа концертмейстера с хоровой партитурой и аккомпанементом хору ………. 90
Методический разбор женского хора в сопровождении фортепиано. П. Чесноков, слова А. Федорова «Солнце, солнце встает» ………. 95
Работа концертмейстера над аккомпанементом в хореографии ………. 102
Заключение ………. 107
Список литературы ………. 109
Вступление
О работе концертмейстера до сего времени сказано и написано не так много. Между тем множество пианистов – выпускников музыкальных училищ и вузов каждый год приступают к практической работе в этой области и сталкиваются с определенными трудностями и проблемами. Являясь в течение ряда лет преподавателем данного предмета и имея опыт как в практической, так и в преподавательской деятельности, я решил поделиться опытом и оказать посильную помощь как студентам, изучающим этот предмет, так и начинающим свой путь в этой области музыкального искусства пианистам.
В музыкальной среде зачастую бытует мнение, что работа концертмейстера не является чем-то важным, что, выступая в ансамбле с вокалистами, инструменталистами или, тем более, с хоровым коллективом, пианист выступает лишь в роли простого аккомпаниатора. Но при этом забывается главное – любой композитор при написании музыкального произведения слышит и мыслит его как целое, а не как две составляющие: партию солиста – так сказать, «главную», и партию концертмейстера – «второстепенную». Но если исходить из того, что две эти партии есть две составляющие одного целого, то становится понятно, что оба музыканта, и солист и пианист, в художественном смысле являются равноправными партнерами. «Мастерство концертмейстера, – пишет М. Смирнов, – глубоко специфично. Оно требует от пианиста не только огромного артистизма, но и разносторонних музыкально-исполнительских дарований, а также досконального знакомства с различными певческими голосами, с особенностями игры на всевозможных инструментах, с оперной партитурой».
Как же начинается знакомство с этой профессией? Представьте, что вы задали вашему новому ученику принести на урок два романса Даргомыжского. Во-первых, при нынешней всеобщей студенческой музыкальной эмансипации, уже при выборе этих произведений вы столкнетесь, по крайней мере, с выражением удивления на лице ученика: «Как – прочтёте вы немой вопрос в его взоре, – после того как я сыграл произведения Листа, Шопена, 32 вариации Бетховена и два года для себя разбираю 3 концерт Прокофьева, после всего этого мне задают романсы Даргомыжского? Это, по крайней мере, смешно, не говоря уже о том, что это полное неуважение ко мне и к моему педагогу по классу специального фортепиано!». При этом вслух вас спросят: «И это все?» Во-вторых, вы будете ждать ученика с этими романсами не неделю, и не две. В лучшем случае, на третий вторник он придет к вам с нотами, при этом будет оправдываться тем, что был занят на специальности, что готовится к двум конкурсам, что таких редких нот, как романсы Даргомыжского, в библиотеке нашего учебного заведения не найти, есть только контрольный экземпляр, который на руки не выдают, что у него – студента – задолженность в библиотеке (второй год не может отдать ноты концерта Прокофьева), и ему не выдают даже текущие ноты, но что в конечном итоге 3 дня назад он все-таки нашел способ раздобыть данный антиквариат, но при разучивании (учил 2 дня по три часа!) переиграл правую руку, в связи с чем: «Может быть, мы сегодня играть не будем, и Вы зададите мне другие романсы?». Выслушав все эти тирады, которые уже отняли 7 минут драгоценного времени урока, вы высказываете пожелание открыть ноты и услышать не только голос, (который к мелодии романсов Даргомыжского не имеет никакого отношения), но и игру ученика на рояле. Вот тут начинается самое интересное.
Надо сказать, что на тринадцатом году обучения игре на фортепиано ученик довольно легко справляется с фактурой романсов Даргомыжского, Алябьева, Гурилева и т. д. Но! На ваш вопрос: смотрел ли он партию солиста, почти каждый виновато потупит взор, что будет означать примерно следующее: я знаю, это надо было сделать, но не было времени. А на ваш второй вопрос: «С текстом Пушкина ознакомились?» – вы получите уже явно недоумевающий ответ: «Нет, а зачем?». И вот тут начинается главное. Начинается собственно работа в концертмейстерском классе.
Мне могут возразить, что далеко не каждый студент имеет такое отношение к рассматриваемому здесь предмету, что работа начинается совсем по-другому, что это вообще недопустимо – ждать ученика три недели на урок и т.д. и т.п. Согласен, есть в этом небольшом вступлении доля преувеличения, но, в основном, поверьте, все именно так и происходит. И задача педагога в данном предмете, как и во всех других, – не столько научить студента премудростям и профессиональным навыкам, ибо всему научить невозможно, а задача в том, чтобы заинтересовать студента. Так повести урок, чтобы следующий раз к вам пришли не через 3 недели, и эту музыку воспринимали не как прикладную к голосу или инструменту, а как сольную, но написанную не на двух, а на трех строчках.
Обучение в концертмейстерском классе занимает важное место в ряду специальных дисциплин студентов, обучающихся по специализации «фортепиано». Задача концертмейстерского класса – подготовить студента-пианиста к профессиональной деятельности в должности концертмейстера филармонии, музыкального театра, учебных заведений искусств и культуры. В данной работе будут рассмотрены требования к подготовке студентов в качестве концертмейстеров, работающих с вокалистами, и в хореографических коллективах, чья исполнительская специфика имеет свои особенности и требует специальных навыков и мастерства.
Помимо поставленных вопросов в решении задач концертмейстерского класса в данных направлениях, в работе будут даны практические советы студентам к самоподготовке, перевод и разъяснение общепринятой терминологии, используемой на занятиях хореографией.
Особое место данного курса в структуре учебного плана связано с тем, что, находясь в качестве концертмейстера, студент развивает в себе такую музыкальную дисциплину, при которой он должен собственную индивидуальность соотнести, а зачастую и подчинить в процессе музицирования задачам создания целого.
В методическо-учебном пособии раскрываются принципы работы над нотным и поэтическим текстом, в которых я опираюсь на такие, тесно связанные с концертмейстерским классом дисциплинами, как специальный инструмент, история фортепианного искусства, фортепианный и камерный ансамбли, методика обучения игре на фортепиано.
Основными задачами концертмейстерского класса являются:
- воспитание у студента творческого отношения к исполнению фортепианных партий в соответствии с принципами ансамблевого исполнения, понимания роли пианиста;
- развитие практических навыков, необходимых для концертмейстерской работы во всех ее видах, в том числе умение аккомпанировать с листа и в транспорте. На основе полученных им теоретических знаний.
Специфика данной учебной дисциплины обусловлена особенностями совместного исполнения в ансамбле.
Формой организации учебного процесса являются индивидуальные занятия, однако особое место в подготовке концертмейстера – профессионала отводится самостоятельной работе студента, в задачи которой входит, помимо выполнения домашних заданий, повседневное освоение навыков чтения с листа. Методические рекомендации построены в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования поколения 3+ по специальности 53.02.03 «Инструментальное исполнительство».
В данной работе будет произведен методологический разбор инструментальных, вокальных и хоровых произведений.