Історія історії мистецтва: Від Плінія до наших днів
Історія історії мистецтва: Від Плінія до наших днів від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1

Історія історії мистецтва: Від Плінія до наших днів

420 ₴
В наявності

Доставка

Детальніше про доставку

Оплата

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
підручники
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
тверда
Тип паперу
офсетний
Ілюстрації
чорно-білі
Тип поверхні паперу
матова
Стан
новий
Производитель
Шестаков В. П.

Опис

Оглавление 3
Предисловие 6
Глава 1. Античность 10
Философская основа теории искусства 11
Плиний как историк античного искусства 16
Архитектура 21
Поэзия и драма 23
Аристотель о страхе и сострадании 23
Катарсис трагический и комический 26
Музыка 27
Библиография 33
Источники 33
Литература 33
Темы письменных работ 34
Глава 2. Средние века 35
Иллюминированная книга: теория и практика 35
Бестиарии 46
Теория живописи 53
Теория архитектуры 57
Теория музыки 60
От Средневековья к Ars nova 61
Библиография 65
Источники 65
Литература 65
Темы письменных работ 66
Глава 3. Ренессанс 67
Теория живописи и архитектуры 67
Теория музыки 86
Особенности музыкальной культуры Возрождения 86
Начало музыкальной эстетики Ренессанса 90
Музыкальная теория XVI века 98
Проблема музыкального исполнения 109
О музыке древней и новой 114
Музыкальная эстетика Германии эпохи Реформации 118
Теория драмы и поэзии 122
Библиография 129
Источники 129
Литература 129
Темы письменных работ 132
Глава 4. XVII век: между Ренессансом и Просвещением 133
Искусство и теория барокко 134
Искусство и эстетика классицизма 143
Архитектура 147
Рождение академий и начало академического движения в Европе 149
Музыка 172
Исследования истории музыки 172
Учение об аффектах 175
Рождение оперы и формирование оперной эстетики 178
Библиография 180
Темы письменных работ 180
Глава 5. Эпоха Просвещения 181
История и теория живописи 181
Музыка 196
Споры об опере. «Война буффонов» 200
Исследования истории музыки 203
Библиография 205
Источники 205
Литература 205
Темы письменных работ 205
Глава 6. XIX век 206
Философия искусства в Германии 206
Теории живописи 211
Теория музыки 217
Библиография 223
Источники 223
Литература 223
Темы письменных работ 223
Глава 7. Современная история искусства: ХХ–ХХI века 224
История искусства в Германии 225
Аби Варбург: у истоков иконологии 225
Генрих Вёльфлин: «история искусств без имен» 231
Фриц Заксл и Варбургская библиотека 238
История искусства в Австрии 240
Алоиз Ригль: приключения «художественной воли» 240
Макс Дворжак: история искусства как история духа 251
Юлиус фон Шлоссер: теоретик Венской школы 257
Ханс Зедльмайр (1896–1984): утрата середины 259
Отто Пэхт (1902–1988) 270
Отто Курц (1908–1975) 273
История искусства в США 275
Бернард Беренсон: историк итальянского искусства 277
Рудольф Арнхейм: теоретик «визуального мышления» 280
Эрнст Крис (1900–1957) 285
Отто Бенеш 289
Эрвин Панофский: границы и перспективы иконологии 290
История искусства в Великобритании 294
Эрнст Гомбрих: историк и психолог искусства 296
История искусства в Италии 312
Исследования истории искусства во Франции 312
История искусства в России 313
Вместо заключения 318
Библиография 323
Источники 323
Литература 323
Темы письменных работ 324
Именной указатель 325

Предисловие
uparrow.gif

Эта книга имеет целью представить процесс исторического развития европейского искусствознания. Изучение этого процесса совершенно необходимо каждому современному искусствоведу и культурологу.

Сегодня очевидно, что история искусства, которая сравнительно недавно была узкой академической дисциплиной, скрывающейся под тихой сенью академий искусств, художественных школ и университетов, приобретает новый социальный статус. Рост техники воспроизведения и тиражирования произведений искусства, совершенствование художественных музеев, которые из мертвых коллекций превращаются в крупные образовательные и эстетические центры, наконец, возможности Интернета, открывающего каждому желающему вход в любую художественную коллекцию мира, возлагают на историю искусства новые образовательные и интеллектуальные функции, которых она не знала до сих пор.

Этому изменению социального статуса способствует и внутренняя эволюция самой научной дисциплины. Главная тенденция в этой области — глобализация предмета истории искусства. Ее границы постоянно расширяются, исследования локальных и национальных регионов заменяются изучением глобальных процессов. Сегодня это признает большинство исследователей.

Одна из характерных особенностей современной истории искусства, как она развивается во всем мире, заключается в тесной связи искусствознания с другими областями гуманитарного знания, в частности с философией, психологией, культурологией, лингвистикой. Время эмпирического искусствознания прошло. Оно имело право на существование в период, когда история искусства только начиналась как научная дисциплина и ее целью было собирание и изучение эмпирического материала. Сегодня нет ничего более бесполезного и бессмысленного, чем искусствознание, лишенное теоретических принципов и знания основных направлений в интерпретации и понимании истории искусства.

Удо Култерман в своей книге акцентирует внимание на искусствознание XX века. Он рассматривает новую функцию историка искусства, которая, по его мнению, состоит в установлении связи между прошлым и настоящим, между наукой и искусством. «Между различными дисциплинами возникают все новые и новые соприкосновения: художник начинает изучать историю искусства, а историк искусства все больше включается в процесс создания произведения искусства. Наше время многомерно. Популярное, элитарное, прикладное искусство и средства коммуникации больше не существуют изолированно, а представляют некое интегрированное целое» . К тому же он приводит большое количество фотографий тех историков искусства, о которых он пишет.

В современной западной литературе появился новый научный жанр, который приобрел большую популярность, — «история истории искусства». В английском языке не существует слова «искусствознание», этому понятию адекватен термин «art history». Поэтому история искусствознания, его развитие и становление обозначается термином «history of art history», то есть история истории искусства. В этом жанре написаны многие книги, в частности Жeрмена Базена, Удо Култермана, Вернона Хайда Майнора и других . Все это очень полезные и информативные издания, хотя они и отличаются друг от друга по характеру и подбору материалов. Базен рассматривает изучение истории искусства с момента, когда Вазари написал свои «Жизнеописания», до 70-х годов XX века. Поэтому подзаголовок книги «От Вазари до наших дней». Это прекрасная книга, в которой удачно сочетаются и научные исследования, и личные наблюдения и оценки. Ее недостатком, как и недостатком других книг, является игнорирование исследований истории искусства в России.

Книга Вернона Майнора несколько отлична от других, она состоит из трех частей. В первой рассматриваются художественные академии, вторая посвящена ответам на вопрос, что такое искусство, а третья посвящена «модернистским» концепциям в истории искусства. Автор включает в этот раздел характеристику формализма, марксизма, феминизма, деконструкции, психоанализа. Он провозглашает крушение классической истории искусства и создание ее нового, модернистского варианта. Манор пишет: «Сегодня не существует больше традиционного преподавания и написания истории искусства. Глобальные перспективы приходят на место локальному взгляду на историю западного искусства. Традиционное понимание западного искусства, как производного от греческих и римских корней, ставится под сомнение… Определения качества, красоты и значения утрачиваются. Новая история искусства представляет обширные, мировые параметры искусства. Результатом становится новая история искусства, которая, быть может, не слишком истинна, зато отражает множество голосов и множество культур» . Здесь, как мы видим, автор жертвует истиной ради плюрализма мнений либо же, что то же, считает плюрализм, независимо от того, что он выражает, сам по себе истиной.

Таким образом, мы видим, как три книги на одну и ту же тему выражают разные позиции, разный взгляд на историю искусства и ее изучение. К сожалению, в России подобного рода исследования еще не предпринимались, и настоящая книга — первый опыт в этой области. Здесь мы представляем свою точку зрения на историю искусства, которая не является ни традиционалистской, ни модернистской. Современная история искусства не противостоит классической, хотя в ней, действительно, появляются новые методы, новые горизонты. Но сегодня невозможно понять смысл истории искусства без обращения к классическим истокам.

Настоящая книга отличается от традиционных западных исследований по истории искусства. Во-первых, она носит комплексный, междисциплинарный характер. Мы включаем в сферу нашего рассмотрения не только изобразительные виды искусства, но и музыку, архитектуру и теорию драмы. Очень важно проследить, как одни и те же явления культуры по-разному преломляются в языке различных видов искусства. Предметом нашего рассмотрения служит то, что часто игнорируют историки искусства, например, история средневековой книги, академическое движение XVII–XIX веков, философия искусства XIX века или современная психология визуального восприятия. Во-вто¬рых, мы начинаем наше исследование не с Вазари, а с Плиния, включая, таким образом, в историю европейского искусствознания античность и Средние века, утверждая, вопреки модернистам от истории искусства, греко-римские корни европейского искусствознания. И, наконец, в нашей книге мы восстанавливаем права отечественной истории искусства, представляя очерк развития истории искусства в России XIX–XX веков и опираясь на работы не только зарубежных, но и отечественных историков искусства.

В основе этой книги лежит опыт преподавания истории искусства на кафедре зарубежного искусства в МГУ им. М. В. Ломоносова, Институте культуры, Российском гуманитарном университете, в Великобритании и США. Надеюсь, что ее издание послужит стимулом для изучения истории искусства, которое сегодня включено во многие программы вузов страны.


Об авторе
uparrow.gif
$17749$_38018.jpgШЕСТАКОВ В.П.
Доктор философских наук, профессор, заслуженный работник культуры Российской Федерации. Заведовал сектором теории искусства Российского института культурологии. Преподаватель теории культуры и истории искусства в Российском государственном гуманитарном университете. Выступает с лекциями и докладами в университетах США и Великобритании. Имеет гранты Варбургского института (Лондон), фонда Пола Меллона по изучению английского искусства, фонда «Про-Гельвеция» (Швейцария), Йельского центра изучения английского искусства (США).

Консультант Комиссии по делам ЮНЕСКО по вопросам культуры (1980–1990). Публиковал доклады и сообщения по вопросам культуры в документах ЮНЕСКО.

В. П. Шестаков — автор более 50 книг по эстетике и культуре. Среди них — «Бытовая культура итальянского Возрождения: У истоков европейского образа жизни», «История эстетических учений», «История эстетических категорий» (совместно с А. Ф. Лосевым), «От этоса к аффекту: История музыкальной эстетики», «Эсхатология и утопия: Очерки русской философии и культуры», «Мифология ХХ века: Теория и практика массовой культуры», «США: псевдокультура или завтрашний день Европы? Ридерз дайджест по американской культуре», «Английский акцент: Английское искусство и национальный характер», «Европейский эрос: Философия любви и европейское искусство», «Эстетика Ренессанса», «Русская литературная утопия», «Искусство и мир в „Мире искусства“», «Оксфорд и Кембридж: Старейшие университеты мира», «Шекспир и итальянский гуманизм», «История музыкальной эстетики от Античности до XVIII века» и др.

Под научной редакцией В. П. Шестакова изданы книги, ставшие учебными пособиями для российских вузов — пятитомная «История эстетики. Памятники эстетической мысли», «История музыкальной эстетики» в семи томах, двухтомная хрестоматия «Идеи эстетического воспитания», антологии «Русская литературная утопия», «Русский Эрос: Философия любви в России», «Эстетика Ренессанса» в двух томах.

Его работы переведены на английский, итальянский, польский, венгерский, чешский, словацкий и китайский языки.