Вазем Е. О. Записки балерини Санкт-Петербурзького Великого театру. 1867-1884
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Балет, превращенный в мемуары
Удивительная вещь – мемуары, дневники. Это совершенно особенная ветвь литературного творчества – по той причине, что «литература» здесь тесно связана с жизнью непридуманной.
Воспоминания и дневники даже совсем обычных людей нередко становятся интересными документами, свидетелями эпохи. И все же мемуары людей, прославивших себя в искусстве, литературе, истории, имеют для нас особую привлекательность. Такова уж человеческая природа – проявлять повышенный интерес к тем, кто на виду! Впрочем, это и закономерно, ведь для того, чтобы оказаться «на виду», нужно обладать незаурядными качествами таланта и характера.
Воспоминаний, написанных артистами балета – не столь много. Многие балетные танцовщики хорошо рисуют и музицируют, - но вот склонность к литературным описаниям проявляют, пожалуй, единицы. В минувшем ХХ веке оставили свои воспоминания М.Фокин, М.Кшесинская, Т.Карсавина, Т.Вечеслова, М.Плисецкая, М.Лиепа, Е.Максимова и другие. Мемуаров, идущих из века XIX-го – гораздо меньше.
Книга Е.О.Вазем «Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра. 1867 – 1864» - мемуары, замечательные во многих отношениях. Это ценный материал по истории петербургского балета – на страницах книги приводится много характеристик артистов балета, балетмейстеров, балетных спектаклей, а также сведения о жизни петербургского императорского театрального училища.
Екатерина Вазем окончила училище в 1867 году, и в этом же году состоялся ее дебют на сцене петербургского Большого театра. Молодая балерина обратила на себя внимание хорошей, высокой техникой, и ее сценическая жизнь сложилась благополучно – она была ведущей солисткой, в ее репертуаре было более 20 балетов, среди которых «Пахита», «Камарго», «Дочь фараона» и другие. О даровании петербургской балерины стало известно и за границей, ей поступили приглашения танцевать в США, однако дирекция театра не отпустила свою солистку.
С 1886 г. Е.О.Вазем стала преподавать классический танец в Театральном училище. В своих уроках Вазем делала упор на развитие пластичности и мягкости исполнения, выработку выносливости. Среди ее учениц – А.Павлова, М.Кшесинская, О.Преображенская, А.Ваганова, с большим уважением вспоминавшие об уроках Вазем.
Свои воспоминания Екатерина Оттовна в конце жизни надиктовала сыну, и они сохраняют спокойный и естественный повествовательный тон.
Полтора столетия минуло с тех времен, которые описаны в книге Екатерины Оттовны. Однако ее мемуары могут быть интересны не только любителям балетной старины, но и поклонникам балета нынешнего. Ведь балетный мир живет по своим законам, и эти законы сравнительно мало подвержены влиянию времени. Люди, имена меняются – а вот типы отношений во многом остаются неизменными. Многое, что происходило в дни, когда танцевала Екатерина Вазем, актуально и сейчас!