Іванов В. Д. Основи індивідуальної техніки саксофоніста. Навчальний посібник. 2-е изд., Испр. і доп.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Год выпуска 2020
Тираж 80 экз.
Формат 12,8´ 20 см
Переплет: твердый
Страниц 140
Оглавление
От автора ………. 5
Введение в историю саксофона ………. 9
Глава I. ОРГАНИЗАЦИЯ ПОСТАНОВКИ САКСОФОНИСТА ………. 13
1.1. Общая теория постановки ………. 13
1.2. Постановка дыхания ………. 22
1.3. Постановка губного аппарата ………. 31
1.4. Артикуляционная постановка ………. 37
Глава II. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕХНИКИ ИГРЫ ………. 42
2.1. Вникаем в теорию игровой техники ………. 42
2.2. Как играть интонационно чисто ………. 46
2.3. Знакомство с тонкостями аппликатуры ………. 51
2.4. Правильно выполняем штрихи ………. 59
2.5. Осваиваем вибрато ………. 72
2.6. Об особенностях игры глиссандо ………. 82
Глава III. ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ………. 89
3.1. Учимся заниматься самостоятельно ………. 89
3.2. Работаем над инструктивным материалом ………. 99
3.3. Изучаем музыкальное произведение ………. 114
Глава IV. ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ ………. 127
4.1. Как устроен саксофон ………. 127
4.2. Выбираем и обыгрываем трость ………. 129
4.3. Ухаживаем за инструментом ………. 133
Заключение ………. 137
От автора
Жанр данной работы — учебно-методическое пособие. Оно адресовано учащимся, обучающимся в системе дополнительного музыкального образования, а также студентам музыкальных учебных заведений и, конечно, педагогам классов саксофона всех звеньев музыкального образования.
Не секрет, что молодые музыканты-духовики, в том числе и саксофонисты, в наибольшей мере испытывают дефицит в методической литературе, в специальных знаниях. Информационный багаж играет весьма существенную роль в понимании стратегии продуктивного освоения игры на избранном музыкальном инструменте. Данное руководство ориентировано на оказание методической помощи всем, кто имеет отношение к обучению и исполнительству на саксофоне.
Это второе издание пособия1, в котором использован, обобщён и расширен материал ранее опубликованных работ автора по теории и практике игры на саксофоне, в том числе кандидатской2 и докторской3 диссертаций. Данная работа является также отражением научной, педагогической и творческой преемственности отечественной духовой исполнительской школы и её ответвления — школы игры на саксофоне.
Музыкально-педагогическая практика убеждает, что особенно трудным для освоения технологии игры на любом духовом инструменте, в том числе и на саксофоне, является начальный период занятий, поскольку здесь закладывается фундамент базовых постановочных операций, обеспечивающих первичные слуховые и двигательно-игровые действия. Как бы там ни было, но на этом пути имеется немало трудностей.
Исходя из названия работы, представляется необходимым очертить сущность понятия ≪индивидуальная исполнительская техника≫, которое поможет в ходе изложения материала уяснить общие и частные закономерности индивидуального приспособления исполнительского аппарата саксофониста к двигательно-игровой специфике, к особенностям овладения приёмами качественного звукообразования.
Индивидуальная исполнительская техника — это характерный для данного музыканта-исполнителя комплекс приобретённых специализированных игровых умений, навыков, приёмов, способов, обеспечивающий успешную технико-смысловую организацию игры на основе личностных интеллектуальных, творческих и эмоциональных качеств. Данная техника имеет разные качественные уровни. Её высшее проявление — это исполнительское мастерство, которое, в принципе, может быть принято за эталонный образец. Переход от одного уровня индивидуальной техники к другому является закономерным процессом. Одна из важных для саксофониста задач как раз и состоит в том, чтобы найти комфортную свободу двигательной и художественной технике, наиболее соответствующей его индивидуальным музыкальным способностям, природным психофизиологическим особенностям и игровому опыту. Во всяком случае, индивидуальная техника должна осваиваться саксофонистом комплексно, исходя из объективного уяснения им постановочных и собственно игровых действий.
Как известно, ≪пустая≫ голова не мыслит. Поэтому необходимым требованием к технико-смысловой организации игры на саксофоне выступает понимание содержания специальных понятий и терминов, прочно закрепившихся в теоретическом и практическом обиходе музыкантов-духовиков. Также надо знать достижения современной музыкальной педагогики и психологии, теории духового исполнительства и, на основе этого, адекватно понимать закономерности и принципы музыкально-педагогического и исполнительского процесса.
В пособии предлагаются как наиболее общие методические установки, так и конкретные практические ориентиры, в основе которых лежит многолетний личный музыкально-педагогический и исполнительский опыт автора, исходящий из практики подготовки саксофонистов в стенах музыкальных учебных заведениях начального, среднего и высшего звена обучения.
Автор полагает, что данная работа поможет молодому саксофонисту понять специфику академической техники игры, определить (самостоятельно или с помощью педагога) свой индивидуальный подход к занятиям на инструменте. Пусть далеко не каждый из саксофонистов вступит на тернистый путь профессионального исполнителя, но, надо полагать, многие пронесут любовь к этому виду исполнительского творчества, а возможно, применят приобретённые знания, игровые умения и навыки в любительском оркестрово-ансамблевом музицировании. Вместе с тем содержащаяся в работе информация, методические рекомендации зададут импульс продвижения тем саксофонистам, кто готовит себя к профессиональной музыкально-педагогической и исполнительской деятельности.
Итак, в ваших руках саксофон. Главная задача — познать секреты технологии игры на нём. И сделать этоследует так, чтобы инструмент ожил в ваших руках, ≪заговорив≫ голосом, присущим его природе, согласно законам музыки и закономерностям исполнения. Дорога к этому лежит через подлинные знания, большое трудолюбие и творческую устремлённость.
Желаю в этом намерении плодотворных успехов!
В.Д.Иванов, доктор искусствоведения, профессор