Партитура зі старовинними ключами: Дидактичні зразки XVI-XX ст .: Історичний нарис і хрестоматія
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
- Автор: Григорий Лыжов
- Рецензент: Е. М. Двоскина, кандидат искусствоведения, доцент; Т. А. Зенаишвили, кандидат искусствоведения, доцент; Р. Л. Поспелова, доктор искусствоведения, профессор; Е. В. Щербаков, старший преподаватель
- Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
- Тираж: 100 экз.
- К-во страниц: 192
- ISBN: ISMN 979-0-706360-51-5 (в обл.)
-
Предисловие 6
Условные обозначения 7
Список сокращений 7
От автора-составителя 8
Практические советы читающим партитуру в старинных ключах 12
Исторический очерк 15
Старинные ключи — детям 17
Семейства нотных ключей 18
Возникновение нотных ключей 20
Рождение партитуры со старинными ключами 22
Связь ключевой комбинации и лада в XVI веке 26
Ключевая замена как инструмент транспозиции 33
Партитура со старинными ключами в эпоху барокко 34
Употребление ключей в нотолинейной практике русской музыки 36
Упрощение партитуры и выход из употребления старинных ключей 38
Хрестоматия. Партитурная нотация дидактических сочинений второй половины XVI–XХ веков 41
Двухголосие
Джироламо Дирута. «Трансильванец» (1609). Примеры на 12 ладов 43
Орландо ди Лассо. Бицинии без текста (1577) LV 604–615 55
Трехголосие
Штефан Фабер. Четыре мотета из сборника «Некоторые духовные песнопения на три голоса» (1607) 77
Четырехголосие
Ян Питерсзон Свелинк. «Правила композиции» (первая половина XVII века). Примеры на 8 ладов 90
Иоганн Йозеф Фукс. «Gradus ad Parnassum» (1725). Избранные четырехголосные упражнения на разряды контрапункта 103
Протестантские церковные песни в старинных ладах в гармонизации И. С. Баха. По трактату И. Ф. Кирнбергера «Искусство правильной музыкальной композиции» (1776) 110
Иоганн Себастьян Бах. Фуга D-dur BWV 875 (ХТК-II) в партитурном изложении из учебника Э. Праута «Фуга» (1894) 122
Оливье Мессиан. «Двадцать уроков гармонии» (1939). Избранные авторские решения задач по гармонии 126
Приложения 159
Приложение 1. «Музей партитуры». Историческая партитура со старинными ключами (конец XV — первая половина XX века) 161
Приложение 2. Справочные и методические материалы. Перечень нотных образцов с указанием ключевых комбинаций 181
Ориентировочный порядок ключевых комбинаций по возрастанию трудности 184
Определение ключевых знаков при транспозиции путем замены ключа. «Ключевой квинтовый круг» 185
Библиография 188
Нотография 190
-
Партитура со старинными ключами. Дидактические образцы XVI–XX веков. Исторический очерк и хрестоматия. Уроки по чтению партитур. Выпуск 1
Рекомендовано Учебно-методическим советом Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского в качестве учебного пособия для студентов уровня высшего образования (специалитет) по специальностям 53.05.05 Музыковедение, 53.05.06 Композиция
Редакционная коллегия серии: И. А. Барсова, доктор искусствоведения, профессор; И. В. Вискова, кандидат искусствоведения, доцент; Г. И. Лыжов, кандидат искусствоведения, доцент.Первый выпуск пособия «Уроки по чтению партитур» посвящен истории партитуры со старинными ключами. Образцы для игры в ключах взяты из учебных руководств по теории музыки и композиции и нотных изданий XVI–XX веков, то есть представляют собой «аутентичный» учебный материал, по которому занимались музыканты прошлых эпох. Основной раздел хрестоматии предваряется историческим очерком. Пособие может быть использовано на занятиях по чтению партитур, истории оркестровых стилей, а также сольфеджио, истории полифонии и гармонии.
Издание адресовано педагогам и студентам высших музыкальных учебных заведений.