Одинадцять (11): Складова композиція для віолончелі та фортепіано
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
- Автор: А. C. Леман
- Издательство: Научно-издательский центр "Московская консерватория", 2020
- Тираж: 100 экз.
- К-во страниц: 40
- ISBN: 979-0-706360-54-6 (в обл.)
-
В настоящем издании впервые публикуется камерное сочинение выдающегося российского композитора и педагога, Народного артиста РСФСР, Заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Государственной премии СССР, профессора Альберта Семеновича Лемана (1915–1998) — «Одиннадцать (11)», составная композиция для виолончели и фортепиано (1993). В фонде Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского бережно хранится рукопись этого произведения — на наш взгляд, одного из лучших в обширном творческом наследии А. С. Лемана.
Альберт Семенович был человеком неординарной судьбы. Сын поволжского немца Симона Людвиговича Лемана (музыканта, владевшего несколькими инструментами, дирижера, сельского учителя музыки, скрипичного и фортепианного мастера), он с детства играл на рояле и в составе домашнего струнного квартета, затем продолжил музыкальное образование в Астраханском музыкальном училище и с отличием окончил Ленинградскую консерваторию (класс композиции М. Ф. Гнесина, класс фортепиано Н. И. Голубовской и В. В. Нильсена, инструментовку изучал в классе Д. Д. Шостаковича). В дни блокады Ленинграда А. С. Леман заведовал Музыкальным отделом Управления по делам искусств Ленгорисполкома — оказывал помощь музыкантам, устраивал концерты, был свидетелем легендарного исполнения Седьмой симфонии Д. Д. Шостаковича под управлением К. И. Элиасберга; в 1942 году был эвакуирован в Казань, вместе с другими немцами Поволжья мобилизован в трудармию и направлен в Волжский железнодорожный исправительно-трудовой лагерь НКВД. С 1945 года преподавал в Казанской консерватории (вел композицию, музыкально-теоретические дисциплины и фортепиано, в разное время заведовал кафедрой композиции и кафедрой теории музыки), с 1969 года — в Петрозаводской и Ленинградской консерваториях, с 1971 года — в Московской консерватории (вел композицию, заведовал кафедрой сочинения).
Творческое наследие А. С. Лемана включает огромное количество произведений различных жанров. Наряду с интенсивной композиторской и педагогической деятельностью, он на протяжении всей творческой жизни нередко выступал и в качестве пианиста (а в молодости даже подрабатывал тапером в кинотеатрах). Альберта Семеновича отличало неординарное видение окружающей действительности, отразившееся в его музыке и связанное не только с фактами биографии, но и с поистине неубывающей творческой и личностной энергией: своим ученикам он неустанно говорил о том, что талантливый человек не может быть ленивым. Для полноценного восприятия музыки А. С. Лемана чрезвычайно важно знание его концепции «композиторского артистизма»: он утверждал, что музыкальный стиль — это «костюм», внутри которого «или есть артист, или его нет». Эта концепция объясняет, каким образом из-под пера композитора вышли и блестяще-жизнерадостный, вполне вписывающийся в традиции советской музыки Первый скрипичный концерт (за который автору была присуждена Сталинская премия), и как будто идущие из далеких, таинственных глубин космоса религиозно-философские образы сочинений, созданных в последние годы жизни. Альберт Семенович глубоко чувствовал и ценил настоящий, подлинный фольклор (не в расхожем «эстрадном» понимании, а в глубинно- корневой традиции); вспомним и об известной всем, кто общался с ним, легкой и чрезвычайно обаятельной эксцентричности — все это слышно в его музыке. Апокалиптические же мотивы в отдельных его произведениях, возможно, связаны и с пережитым в военные годы.
* * *
Составная композиция (именно такое определение дано автором) для виолончели и фортепиано «Одиннадцать (11)» посвящена Виктории и Алене Ганчиковым — виолончелистке и педагогу, ученице М. Л. Ростроповича Виктории Ганчиковой-Матисен и ее дочери, пианистке и композитору, ученице В. В. Кастельского и А. С. Лемана Елене Ганчиковой. В композиции 11 частей; автограф на последней странице рукописи свидетельствует о том, что сочинение было завершено в Москве 21 января 1993 года.
Это произведение исполнялось нами неоднократно. Его премьера состоялась 8 апреля 1996 года в Рахманиновском зале Московской консерватории. Затем последовали концертные исполнения в Рахманиновском зале Московской консерватории (6 мая 1997 года), в Концертном зале Государственной филармонии Алтайского края (Барнаул, 28 февраля 1999 года) и в Большом зале Московской консерватории (15 февраля 2005 года); планируем исполнять его и в дальнейшем, поскольку возникают новые идеи трактовки. 18 января 1999 года в Рахманиновском зале Московской консерватории была осуществлена фондовая аудиозапись.
Альберт Семенович утверждал, что исполнителям необходимо максимально доверять, поэтому иногда записывал свои музыкальные идеи, оставляя исполнителям свободу для интерпретации. В процессе подготовки «Одиннадцати (11)» к концертным исполнениям и фондовой аудиозаписи отдельные моменты в тексте рукописи остались для нас не вполне ясны. В настоящей редакции они снабжены комментариями (с добавлением в необходимых случаях сканированных фрагментов рукописи) или отражены обозначениями в квадратных скобках (к тем из них, которые заменяют авторские обозначения, также добавлены комментарии). В частности, А. С. Леман нередко использовал интуитивную графическую запись метроритма, поэтому мы сочли необходимым перевести целый ряд таких неопределенностей в нормативную ритмическую запись, выделенную в публикации квадратными скобками.
В настоящем издании в случаях записи музыки вне тактовой системы знаки альтерации действуют только для нот, к которым они относятся; при этом в группе нот, объединенных одной вязкой, знаки альтерации не повторяются. Явные описки исправлены безоговорочно; скорректированы также отдельные авторские обозначения — например, дополнительная фермата после двойной тактовой черты в конце VIII части (при этом в последнем такте нет ничего, кроме паузы с ферматой): здесь мы сочли целесообразным поместить эту фермату над двойной тактовой чертой, по аналогии с ферматами в конце I, V и IX частей.
Надеемся, что благодаря настоящему изданию исполнители, композиторы, музыковеды и широкий круг музыкантов, интересующихся современной музыкой, познакомятся с интереснейшим образцом композиторского творчества конца XX века, который достойно пополнит современный концертный репертуар.
В заключение хотелось бы искренне поблагодарить дочь композитора, пианистку и педагога Эльзу Альбертовну Леман, любезно согласившуюся на публикацию произведения; заведующую Отделом рукописей и редких изданий Научной музыкальной библиотеки имени С. И. Танеева Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского Ирину Вячеславовну Брежневу за неоценимую помощь и содействие в нашей совместной работе; редактора настоящего издания — композитора, старшего научного сотрудника Научно-издательского центра «Московская консерватория» Сергея Михайловича Мовчана за бережное отношение к нотному тексту рукописи А. С. Лемана, ценные, высокопрофессиональные советы в процессе подготовки сочинения к печати и интересные, запоминающиеся моменты сотрудничества, а также композитора и органистку, старшего преподавателя Санкт-Петербургского государственного университета Олесю Васильевну Ростовскую за предоставленные биографические материалы.
Д. Д. Чеглаков, концертмейстер группы виолончелей Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» п/у Ю. Башмета, лауреат международного конкурса
С. В. Голубков, профессор Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского, член Союза композиторов России, лауреат международных конкурсов