«Гольдберг-варіації» І. С. Баха. Монографія. 1-е изд., Нове
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
ОТ АВТОРА ………. 7
ВВЕДЕНИЕ ………. 8
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ПЕРВОЙ ПУБЛИКАЦИИ АРИИ С ВАРИАЦИЯМИ ………. 10
ГЛАВА 2. ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ ЦИКЛА ………. 22
§ 2.1. Гольдберг и Кайзерлинг ………. 22
§ 2.2. Гипотезы и вопросы датировки ………. 30
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ВАРИАЦИОННОГО МЕТОДА ………. 38
§ 3.1. Вариации в творчестве Баха ………. 38
§ 3.2. Принципы варьирования в BWV 988 ………. 39
§ 3.3. Возможные прототипы цикла ………. 49
ГЛАВА 4. КОМПОЗИЦИЯ И «ТАЙНАЯ ПОЭТИКА» ………. 59
§ 4.1. Сборник или цикл? ………. 59
§ 4.2. Уровень первый. Изощренная структура и власть числа ………. 60
4.2.1. Первый субцикл. «Сюитные танцы» ………. 65
4.2.2. Второй субцикл. «Токкаты» ………. 67
4.2.3. Третий субцикл. Каноны ………. 76
§ 4.3. Уровень второй. Энциклопедия клавирной музыки ………. 82
§ 4.4. Уровень третий. Модель мироздания и этическая идея ………. 84
ГЛАВА 5. СТИЛИСТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ЦИКЛА: МЕЖДУ УЧЕНОСТЬЮ И ГАЛАНТНОСТЬЮ ………. 88
§ 5.1. Бах как «ученый» композитор ………. 88
§ 5.2. «Гольдберг-вариации» в контексте полемики об «ученой» полифонии ………. 92
§ 5.3. «Ученая» полифония в «Гольдберг-вариациях ………. 98
§ 5.4. И. С. Бах и новомодная галантность ………. 103
§ 5.5. Черты галантности в «Гольдберг-вариациях» ………. 111
§ 5.6. Можно ли наслаждаться контрапунктом? ………. 117
§ 5.7. «Галантная» полифония в «Гольдберг-вариациях» ………. 127
§ 5.8. «Гольдберг-вариации» как диалог эпох ………. 129
ГЛАВА 6. ДРЕЗДЕНСКИЕ ИСТОКИ ЦИКЛА ………. 131
§ 6.1. Дрезден в жизни и творчестве Баха ………. 131
§ 6.2. Интернационализм и «смешанный вкус» ………. 133
§ 6.3. Политический аспект творчества и роль полонеза ………. 138
ГЛАВА 7. ИСТОРИЯ ВОСПРИЯТИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ ЦИКЛА ………. 150
§ 7.1. XVIII век ………. 150
§ 7.2. XIX век ………. 157
§ 7.3. Первая половина XX века ………. 170
§ 7.4. Явление Г. Гульда ………. 183
§ 7.5. Вторая половина XX — начало XXI века ………. 190
ГЛАВА 8. ВЕРБАЛЬНЫЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ………. 201
§ 8.1. Образно-описательные концепции ………. 202
§ 8.2. Концепция Гульда ………. 206
§ 8.3. Образно-архитектурные ………. 208
§ 8.4. Культурологические ………. 209
§ 8.5. Математические ………. 217
§ 8.6. Дидактические ………. 223
§ 8.7. Итоги ………. 225
ГЛАВА 9. ВОПРОСЫ ИСПОЛНЕНИЯ ………. 227
§ 9.1. Инструмент ………. 228
§ 9.2. Количество мануалов ………. 231
§ 9.3. Артикуляция ………. 232
§ 9.4. Темп ………. 236
§ 9.5. Орнаментика ………. 239
§ 9.6. Повторения колен ………. 254
§ 9.7. Целостность формы ………. 260
ЧАСТЬ ВТОРАЯ
Ария ………. 266
Вариация 1 ………. 274
Вариация 2 ………. 276
Вариация 3 ………. 279
Вариация 4 ………. 283
Вариация 5 ………. 286
Вариация 6 ………. 289
Вариация 7 ………. 292
Вариация 8 ………. 295
Вариация 9 ………. 298
Вариация 10 ………. 302
Вариация 11 ………. 307
Вариация 12 ………. 310
Вариация 13 ………. 313
Вариация 14 ………. 316
Вариация 15 ………. 321
Вариация 16 ………. 326
Вариация 17 ………. 332
Вариация 18 ………. 335
Вариация 19 ………. 337
Вариация 20 ………. 340
Вариация 21 ………. 343
Вариация 22 ………. 345
Вариация 23 ………. 347
Вариация 24 ………. 350
Вариация 25 ………. 353
Вариация 26 ………. 359
Вариация 27 ………. 362
Вариация 28 ………. 365
Вариация 29 ………. 370
Вариация 30 ………. 373
Aria da capo ………. 380
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………. 382
ПРИЛОЖЕНИЕ. ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ «ГОЛЬДБЕРГ-ВАРИАЦИЙ» ………. 384
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ………. 398
Дорогой читатель!
У книги, которую вы держите в руках, интересная судь ба. Работа над ней растянулась на полтора десятилетия. Всё началось на втором курсе Московской консерватории (2006), когда после долгого выбора темы курсовой работы по истории музыки было решено остановиться на «Гольдберг-вариаци ях». Тогда я и представить не мог, насколько сильно увлечет меня этот баховский опус, полный, как оказалось впослед ствии, тайн и глубинных слоев, затрагивающий множество глобальных проблем вплоть до вопросов бытия…
Через несколько лет на основе курсовой была подготовле на дипломная работа (2010), которая позже переросла в кан дидатскую диссертацию, успешно защищенную в 2014 году в alma mater. Сразу после этого появилось желание издать мо нографию, однако при ее подготовке родились новые идеи, в результате чего пришлось заново переосмыслить и структуру работы, и концепцию, и затрагиваемые ракурсы. Всё это по требовало времени, поэтому книга выходит из печати только сейчас.
Я выражаю искреннюю благодарность моим замечатель ным учителям — Роману Александровичу Насонову, науч ному руководителю, блестящему ученому-баховеду, встре чу и общение с которым могу оценить как редкую удачу в своей жизни, и Ларисе Николаевне Чумаковой, мудрому советчику и замечательному собеседнику, неизменную под держку которой я всегда ощущаю. Хочется также поблаго дарить множество прекрасных музыкантов и музыковедов, которые принимали участие в обсуждении данной работы. Это М. А. Сапонов, Т. В. Шабалина, Е. В. Вязкова, Т. А. Зе наишвили, А. А. Панов, И. В. Розанов, В. Н. Холопова, Т. С. Кюрегян, Е. О. Дмитриева, А. А. Шумилов. Отдельную признательность за терпение и поддержку я выражаю супру ге Ольге и моим родителям.