Скребковий-Філатова М. С. Еволюційні процеси в європейській музичній фактурі XVIII - першої половини XX століть.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Переплет: твердый
Страниц 568
Содержание
От автора ………. 6
Введение ………. 8
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ. ФАКТУРНАЯ ФОРМА: от эпохи барокко к классицизму
Р а з д е л 1. Фактурная форма в полифонических произведениях эпохи барокко (И.-С. Бах) ………. 16
Р а з д е л 2. Фактурная форма в гомофонных произведениях предклассической и классической эпох ………. 59
ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ФАКТУРНАЯ ФОРМА: от эпохи романтизма до середины XX в. (камерные сочинения малых масштабов)
Р а з д е л 1. Роль фортепиано при создании фактурных форм в камерных жанрах. Индивидуализация фактурных рисунков ………. 84
Р а з д е л 2. Виды и особенности фактурных форм ………. 93
Р а з д е л 3. Фактура и гармония. Живописно-колористические возможности фортепиано ………. 199
ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ. ФАКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЛИНИЯ: от классицизма к XX в. Камерная, оперная, симфоническая музыка (сочинения крупных масштабов)
Р а з д е л 1. Фактурно-функциональная линия в творчестве композиторов-классиков ………. 250
Р а з д е л 2. Фактурно-функциональная линия в творчестве композиторов-романтиков ………. 273
Р а з д е л 3. Фактурно-функциональная линия в операх и симфониях русских композиторов ………. 304
ЧАСТЬ ЧЕТВЕРТАЯ. НЕКОТОРЫЕ ФАКТУРНЫЕ НОВАЦИИ на рубеже веков и в первой половине XX столетия
Р а з д е л 1. Фактурные новации в полифонических формах русской музыки ………. 384
Р а з д е л 2. Фактурные новации в гомофонных формах русской музыки ………. 414
Р а з д е л 3. Фактурно-тематические новации в симфониях отечественных композиторов ………. 441
Р а з д е л 4. Фактурно-пространственные новации в камерной и оркестровой музыке зарубежных и русских композиторов ………. 471
Заключение ………. 504
Список литературы ………. 512
ПРИЛОЖЕНИЕ
С. С. Скребков. Композитор и исполнитель ………. 528
С. С. Скребков. К вопросу об исполнительской трактовке музыкальных произведений ………. 541
М. С. Скребкова-Филатова. Исполнительский стиль и вариантная множественность интерпретации ………. 551
О проблемах музыкальной фактуры писали многие отечественные и зарубежные исследователи. Нередко фактура (ткань, текстура, изложение) рассматривалась с позиций истории и теории полифонии, изучались связи фактуры с гармонией, музыкальной формой, тембрикой — таковы труды В. В. Протопопова, Т. С. Бершадской, Ю. Н. Тюлина, В. А. Цуккермана, а также ряда зарубежных ученых. Анализировалась текстура в индивидуальных стилях композиторов и специфика приемов изложения для различных инструментов, например, фортепиано (Г. Коган, А. Готлиб и др.).
Для данной книги, которая явилась результатом наблюдений автора над эволюцией фактуры, важнейшую роль сыграли научные идеи профессора С. С. Скребкова, сформулированные им в книгах «Художественные принципы музыкальных стилей», «Полифонический анализ», в статьях и лекциях по полифонии, в рукописных докладах, очерках, заметках, переписке с учениками. В отдельных случаях в тексте монографии цитируются работы профессора С. С. Скребкова, иногда идеи ученого приобретают более свободное и краткое изложение.
На протяжении ряда лет, когда готовились материалы и затем текст книги, мне приходилось обращаться за советами к своим коллегам и друзьям, а также к ученикам С. С. Скребкова, которым приношу искреннюю благодарность за помощь и рекомендации. Это члены кафедр теории музыки Московской консерватории, Российской академии музыки им. Гнесиных, Российской академии искусств и других учебных заведений — профессора А. С. Соколов, В. В. Медушевский, Т. Н. Красника, Г. У. Лукина, доценты В. И. Лисовой, А. С. Алпатова, С. А. Филатов-Бекман, многократно принимавшие участие в обсуждении этой книги. Особую благодарность приношу старшему преподавателю Е. В. Морошкину, который помог осуществить компьютерный набор текста. Глубоко благодарю композитора Е. А. Соколовскую, подготовившую полный компьютерный набор всего массива нотных примеров.
Считаю своим непременным долгом упомянуть тех, кого с нами уже нет, их помощь явилась для меня исключительно важной. Это супруга С. С. Скребкова — доцент О. Л. Бекман-Скребкова, профессора Е. В. Назайкинский, Д. А. Арутюнов и Ф. Г. Арзаманов.