Бетховен Л. Вчення про генерал-басі, контрапункті і композиції. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове
Бетховен Л. Вчення про генерал-басі, контрапункті і композиції. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1

Бетховен Л. Вчення про генерал-басі, контрапункті і композиції. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове

699 ₴
В наявності

Доставка

Детальніше про доставку

Оплата

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
підручники
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
м'яка
Тип паперу
офсетний
Ілюстрації
кольорові
Тип поверхні паперу
матова
Стан
новий

Опис

Предисловие

«Учение о генерал-басе, контрапункте и композиции» Людвига ван Бетховена впервые увидело свет в 1832 году, спустя пять лет после смерти композитора. Оно представляет собой труд, имеющий не только историческую ценность, но и вполне актуальный для сегодняшнего дня. Именно этим вызвано то, что работа двухвековой давности впервые переводится на русский язык и издаётся — для того, чтобы найти применение, как мы надеемся, не только в научной, но и в учебной практике.

Современный музыкант живёт в условиях плюрализма, в том числе, стилевого. Помимо широчайшего спектра возможностей, которые предоставляет такая эстетическая ситуация, это и создаёт трудности, и накладывает обязательства. Перед тем, кто претендует на звание профессионального современного музыканта, встают трудности быстрого переключения между стилями, на его плечи ложатся обязательства разбираться и ориентироваться если не во всех, то в очень многих техниках композиции.

Воспитываясь в различных учебных заведениях, современный музыкант в той или иной мере изучает и гармонию, и полифонию, и композицию. Как человек в процессе своего внутриутробного развития повторяет, как будто в ускоренной съёмке, этапы эволюции, так и музыканты попадают в разные эпохи истории музыки. Во многом сходная ситуация была во времена Бетховена, что отражено и в его «Учении». Освоение контрапункта строгого письма, уже ставшего почти схоластикой, соседствует с применением контрапунктических приёмов в свободном стиле; самостоятельный раздел представляет учение о фуге, а открывается труд штудиями в области генерал-баса, то есть гармонии.

Разница между читателями первой трети XIX и начала XXI века заключается не только в том, что история музыки пережила два века интенсивнейшего развития, но и в том, что степень «устарелости» разных дисциплин изменилась. Так, строгий стиль воспринимается современными музыкантами гораздо более свежо. XX век со своим возрождением полифонии, всплеском интереса к ренессансной и средневековой музыке не прошёл бесследно. Кропотливое освоение разрядов контрапункта, заложенное ещё в знаменитом труде Йозефа Фукса «Gradus ad Parnassum», перестало восприниматься как нудное занятие, которому можно уделить время лишь из почтения к великим. Оно не перестало быть утомительным, но вновь приобрело не только инструктивный, но и художественный смысл. Тренировки в чтении генерал-баса важны в наше время не только для инструменталистов, практикующих исторически ориентированное исполнительство, и не только для тех, кто хочет научиться быстро играть цифровки по гармонии. Нет, быстрый ум в подсчёте и построении интервалов нужен нам и для понимания серийной, сериальной техник, а также для интерпретации и для создания музыки во многих техниках композиции XX века.

И всё же несмотря на современность настоящего труда, во многом приобретённую в последнее время, в тексте Бетховена много терминов, которые потребовали не только филологического, но и музыковедческого перевода. Тем не менее, опишем некоторые случаи, когда от подобных лексикографических трактовок мы всё же уклонились.

В «Учении о фуге», например, мы оставили без изменений выражения «сопровождающая гармония» и «промежуточная гармония». Аналогами данных словосочетаний могут стать более привычные русскоязычным музыкантам термины «противосложение» и «интермедия», соответственно. То, что в конце Шестой главы «Учения о фуге» называется Ответом (именно так, с заглавной буквы), можно обозначить либо как удержанное противосложение, либо (в традициях учения о фуге того времени) как вторую тему сложной фуги. Термины «Dux» и «Comes» — это далеко не всегда тема и ответ в их современном понимании, а две темы при их совместном экспонировании (см., например, сс. 310 и 320). Любопытна терминология, относящаяся к сложному контрапункту, в частности, двойному контрапункту октавы. Так, на с. 342 три главных и три побочных соединения сопоставимы с первоначальным и пятью производными соединениями по теории С. И. Танеева. Определение «двойная фуга с тремя темами» звучит несколько парадоксально, но мы решили оставить эту формулировку, хотя точнее и понятнее для русскоязычного читателя было бы сформулировать так: «Двойная фуга с применением тройного контрапункта октавы» или «с тремя удержанными голосами».

Подобные примеры можно было бы множить, но не будем утомлять читателя и оттягивать момент знакомства с дидактическим трудом великого гения. Пусть читатель сам погрузится в море теоретических положений и музыкальных примеров и решит, согласиться ли ему со всем вышесказанным или поспорить — так, как любил делать сам Бетховен, не только прилежный ученик, но и человек, имевший по многим вопросам своё собственное мнение.

С. А. Петренко

Оглавление

Предисловие ………. 5

Предисловие к первому изданию ………. 10

Предисловие издателя ………. 11

ПЕРВЫЙ РАЗДЕЛ. УЧЕНИЕ О ГЕНЕРАЛ-БАСЕ

Первая глава. Об обозначениях ………. 14

Вторая глава. О применении диссонансов ………. 27

Третья глава. Учение об аккордах ………. 34

Четвертая глава. Об органном пункте ………. 64

Пятая глава. Полная система аккордов ………. 67

Шестая глава. Аккорды с одним задержанным интервалом ………. 70

Седьмая глава. Аккорды с двумя задержанными интервалами ………. 76

Восьмая глава. Аккорды с тремя или четырьмя задержанными интервалами ………. 80

Девятая глава. Аккорды, образующиеся через перемену баса ………. 83

Десятая глава. О нонаккордах, ундецимаккордах и терцдецимаккордах ………. 85

ВТОРОЙ РАЗДЕЛ. ТЕОРИЯ КОМПОЗИЦИИ

Первая глава. Об элементах искусства композиции ………. 92

Вторая глава. Определение термина «контрапункт» ………. 95

Третья глава. О пяти разрядах простого контрапункта ………. 96

Четвертая глава. Собрание двухголосных примеров ………. 104

Пятая глава. О первом разряде трехголосного простого контрапункта ………. 117

Шестая глава. О втором разряде трехголосного простого контрапункта ………. 120

Седьмая глава. О третьем разряде трехголосного простого контрапункта ………. 124

Восьмая глава. О четвертом разряде трехголосного простого контрапункта ………. 129

Девятая глава. О пятом разряде трехголосного простого контрапункта ………. 134

Десятая глава. Первый разряд четырехголосного строгого простого контрапункта ………. 138

Одиннадцатая глава. Второй разряд четырехголосного строгого простого контрапункта ………. 142

Двенадцатая глава. Третий разряд четырехголосного строгого простого контрапункта ………. 146

Тринадцатая глава. Четвертый разряд четырехголосного строгого простого контрапункта ………. 153

Четырнадцатая глава. Пятый разряд четырехголосного строгого простого контрапункта ………. 160

Пятнадцатая глава. Собрание примеров свободного письма ………. 167

ТРЕТИЙ РАЗДЕЛ. УЧЕНИЕ О ФУГЕ

Первая глава. Об имитации ………. 178

Вторая глава. О двухголосной фуге ………. 204

Третья глава. О трехголосной фуге ………. 211

Четвертая глава. О четырехголосной фуге ………. 225

Пятая глава. О хоральной фуге ………. 258

Шестая глава. О двойном контрапункте октавы ………. 274

Седьмая глава. О двойном контрапункте децимы ………. 285

Восьмая глава. О двойном контрапункте дуодецимы ………. 296

Девятая глава. Собрание примеров всех трех видов двойного контрапункта ………. 303

Десятая глава. Об инверсии ………. 329

Одиннадцатая глава. О двойной фуге ………. 338

Двенадцатая глава. О каноне ………. 358

Приложение. Фрагменты ………. 368

Приложение ………. 384