Карасьова М. В. Сольфеджіо. Психотехніка розвитку музичного слуху. Навчальний посібник. 4-е изд., Испр., Доп.
Доставка
Оплата
Характеристики
Опис
Оглавление
От автора ………. 5
Предисловие ………. 8
Введение ………. 12
Глава первая. Сольфеджио как предмет ………. 22
Классификационный обзор основных методических направлений и школ сольфеджио ………. 26
Резюме ………. 47
Глава вторая. Психологические аспекты музыкального слуха ………. 49
Т1 — первичный тест: ВАК-вход, выделение сигнала ………. 53
О — операция (восприятие,селекция сигнала) ………. 59
Т2 — тест идентификации, сравнения с хранящимся в памяти эталоном ………. 63
Е — выход, опознание, завершение действия при получении результата ………. 72
М — мастерство (микромастерство), приобретение навыка ………. 73
Резюме ………. 80
Глава третья. Память и запоминание музыкальных паттернов ………. 81
Резюме ………. 95
Глава четвертая. Освоение нотографических трудностей ………. 96
Освоение ритмических нотографических трудностей ………. 115
Резюме ………. 119
Глава пятая. Интонационный слух и основы звуковысотного интонирования ………. 120
Связь типа слуха с общими психологическими процессами ………. 123
Факт и степень контекстозависимости в функционировании абсолютного слуха ………. 124
Резюме ………. 146
Глава шестая. Ладовый слух ………. 148
Слуховое освоение моноладов ………. 150
Слуховое освоение переменных ладов ………. 170
Резюме ………. 172
Глава седьмая. Гармонический слух ………. 174
Резюме ………. 219
Глава восьмая. Тонально-функциональный слух ………. 221
Резюме ………. 240
Глава девятая. Чувство ритма ………. 241
Резюме ………. 278
Глава десятая. Основные метастратегии в процессе преподавания сольфеджио ………. 280
Резюме ………. 308
Глава одиннадцатая. К вопросу о стилевом музыкальном слухе ………. 310
Резюме ………. 329
Заключение ………. 331
Послесловие ………. 339
Приложение I. Нотные примеры и таблицы ………. 340
Приложение II. Наглядные материалы по сольфеджио ………. 360
Сольфеджийная карта ………. 361
Приложение III. Краткий словарь психологических, физиологических и лингвистических терминов ………. 372
Приложение IV. Список основных субмодальностей ………. 380
Приложение V. Список основных метапрограмм человека ………. 381
Приложение VI. Литература ………. 383
Abstract ………. 410
Эта книга была впервые издана десять лет назад, и теперь мне хочется рассказать кое-что из ее истории. Записать книгу было делом быстрым, за четыре месяца с начала 1999 г. текст оказался полностью закончен, — я очень спешила, так как предстояла длительная научная командировка в американский университет. Еще год перед этим у меня ушел на выстраивание детальной, практически поабзацной, компоновки того огромного материала, с которым я осталась один на один, собрав его. А все два десятилетия до того я готовила и выращивала в голове сам материал. Сначала — с энергией юного коллекционера, занимаясь собиранием (часто почти что ≪откапыванием≫) и освоением существующих методик сольфеджио — отечественных и зарубежных. Затем — работая в Центральной музыкальной школе и консерватории — занимаясь созданием и апробацией собственных методик.
В процессе работы над книгой я решала для себя трудную жанровую задачу. С одной стороны, писала книгу как докторскую диссертацию, что требовало соответствующей строгой ≪ученой≫ стилистики: цифр, фактов, ссылок. С другой стороны, мне очень хотелось написать именно книгу, которая, прежде всего, будет читаться — и не только музыковедами, а людьми самыми разными: музыкантами-исполнителями, психологами, педагогами, учениками. Ситуация осложнялась еще и тем, что такие уже привычные сегодня слова, как психотехника, паттерны, синестезия, тренинги, в конце 90-х казались еще для многих чем-то совершенно экзотическим и даже подозрительным. И часто-часто перед моими глазами вставал собирательный образ сурового ваковского эксперта, недовольно просматривающего через свои очки мои эпиграфы и поэтические метафоры и вопрошающего: ≪Зачем все это собрано в научном исследовании?≫ Все же соблазн сохранить полухудожественную (а на самом деле, имеющую прямую методическую направленность) стилистику текста был столь велик, что я рискнула и… книга была успешно защищена в 2000 г. в качестве докторской диссертации, а затем переиздана в издательстве ≪Композитор≫ в 2002 г. и в 2009 г.
Все это время я получала много отзывов от российских и зарубежных читателей, которые рассказывали мне о своем опыте применения предложенных мною методик развития музыкального слуха. Эти отзывы, так же как тренинги и мастер-классы, проводимые мною в разных городах России и за рубежом, позволяют мне сказать, что предложенные мною в книге методики сегодня устоялись и обрели последователей, которые теперь сами развивают на этой основе новые оригинальные идеи.
Два первых десятилетия нового века принесли с собой стремительный рост электронных технологий. Сеть Интернет полна разноуровневых компьютерных программ по тренировке музыкального слуха, расширяются и возможности применения мультимедийных средств на занятиях сольфеджио, появляются новые программные приложения для мобильных устройств. Технологически — в сольфеджио началась новая эра в развитии музыкального слуха. Психологически — проблемы развития слуха остались теми же, о которых здесь пойдет речь.
Я стараюсь активно использовать новые технологии: и для усиления творческого компонента в сольфеджио, и для развития тембрового слуха студентов, и даже для освоения ими мелодики речевой интонации. Обо всем этом мною написаны отдельные работы и статьи; они опубликованы — их можно почитать (почти все они выложены на моей странице в соцсети Splayn). Именно поэтому я, сделав в четвертом издании необходимые уточнения, дополнения, ссылки и примечания, вновь отказалась от мысли включить в книгу дополнительные разделы и главы. Ведь это значило бы во многом разрушить тщательно создаваемую мной стилевую концепцию этой книги. Лучше я напишу другую.
Москва. Декабрь 2019