Шуберт І. Ф. Нова школа співу, або Грунтовне і повне керівництво по вокальному мистецтву. Навчальний посібник. 1-е изд
Шуберт І. Ф. Нова школа співу, або Грунтовне і повне керівництво по вокальному мистецтву. Навчальний посібник. 1-е изд від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1

Шуберт І. Ф. Нова школа співу, або Грунтовне і повне керівництво по вокальному мистецтву. Навчальний посібник. 1-е изд

465 ₴
В наявності

Доставка

Детальніше про доставку

Оплата

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
підручники
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
м'яка
Тип паперу
офсетний
Ілюстрації
немає
Тип поверхні паперу
глянцева
Стан
новий

Опис

Содержание

ОТ ПЕРЕВОДЧИКА ………. 5

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ………. 9

Часть первая. О ЧЕЛОВЕЧЕСКОМ ГОЛОСЕ ВООБЩЕ И ЕГО ОСОБЕННОСТЯХ,

ВКУПЕ С ОБЩИМИ ПРАВИЛАМИ, КОИ СЛЕДУЕТ СОБЛЮДАТЬ В ВОКАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЯХ ………. 11

Часть вторая. НАЧАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ………. 27

Глава первая. О ПОСТАНОВКЕ ГОЛОСА ………. 27

Глава вторая. О ПОПАДАНИИ В НОТЫ ………. 34

Глава третья. ОБ ОСНОВНЫХ МАНЕРАХ ………. 65

О форшлагах ………. 65

О нахшлагах ………. 70

О двойном форшлаге ………. 73

О шлейфере ………. 74

О шнеллере ………. 76

О трели ………. 77

О пральтриллере ………. 81

О морденте ………. 82

О группетто ………. 82

Глава четвертая. О ПАССАЖАХ ………. 84

Глава пятая. О ПРОИЗВОЛЬНЫХ МАНЕРАХ И НЮАНСАХ, А ТАКЖЕ О ФЕРМАТАХ И КАДЕНЦИЯХ ………. 123

О ферматах ………. 131

О каденциях ………. 136

Часть третья. УЧЕНИЕ ОБ ИСПОЛНЕНИИ ………. 146

Предисловие ………. 146

О декламации ………. 146

О четкости исполнения ………. 148

О выразительности ………. 152

О тяжелом и легком исполнении ………. 153

О музыкальных акцентах ………. 155

О разумном использовании украшений ………. 157

О силе и слабости звучания ………. 159

О речитативе и его исполнении ………. 161

Вторая половина XVIII века в немецкоязычной Европе ознаменовала себя появлением нескольких музыкальных трактатов, в которых упор делался на практическое музицирование, а не на теорию и философию музыки, как прежде. Это и “Школа скрипичной игры” Леопольда Моцарта, и “Опыт наставлений в игре на флейте траверсо” И. И. Кванца, и знаменитый “Опыт клавирной игры” К. Ф. Э. Баха. Однако то ли в силу того, что вокал считался уделом итальянцев, то ли просто из-за того, что пение не считалось делом сложным и требующим долгого профессионального обучения, а возможно и потому, что немецкая школа пения сформировалась лишь к началу XIX века, примирив в себе виртуозность итальянского стиля и выразительность стиля французского, но данная “Новая школа пения” И. Ф. Шуберта — это, пожалуй, первая попытка создания практического руководства к обучению пению на немецкоязычном литературном пространстве XVIII–XIX веков.

Об авторе этого трактата мы знаем очень немного. Он родился в 1770 году в немецком городе Рудольштадте (Заале). Начав изучать музыку в своем родном городе, он в 1788 году обучался у городского музыканта Гессе во Франкенхаузене и у муниципального музыканта Хаусмана в Зондерхаузене, приобретя там некоторую известность своими сольными концертами на скрипке и на фаготе. Известно, что в 1791 году он служил в оркестре в Берлине, а к 1798 году переехал в Щецин, где и занял пост музыкального директора (капельмейстера оркестра) городского театра. В 1801 году он был назначен музыкальным директором театра в Глогау (ныне Глогов, Польша). Известно также, что в 1804 году он стал капельмейстером оркестра в театре города Балленштедт, принадлежащего княжеству Ангальт-Бернбург, а позже организовывал концерты Кельнской торговой палаты в Мюльхайме, где и умер в октябре 1811 года.

Прожив чуть более сорока лет, Иоганн Фридрих Шуберт оставил после себя заметное творческое наследие. Это 6 дуэтов для двух скрипок оп. 1 и оп. 2, 24 небольшие пьесы для клавира оп. 3, Концертная симфония для гобоя (или кларнета) и фагота оп. 4 и концерт для скрипки с оркестром. Он также является автором оперы в двух актах “Die nachtliche Erscheinung”, которая была поставлена в Щецине в 1798 году.

Многолетняя служба в оперных театрах, в том числе и в качестве музыкального руководителя, позволила ему обобщить опыт работы с певцами в этом трактате.

Здесь помимо общих вопросов постановки и развития голоса, которые, возможно, несколько утратили актуальность за последние двести лет, подробным образом описываются принятые в эпоху Моцарта, Гайдна и Бетховена мелизмы и украшения (манеры), стиль исполнения пассажей и колоратур, ферматы и каденции. Вся третья часть посвящена философии исполнительства. Бесценные знания о том, что считахорошим, а что плохим вкусом, чем руководствовались тогдашние музыканты в расшифровке нот (а чтение нотного текста есть не что иное, как расшифровка весьма условного кода, звучание которого зависит не только от конкретного инструмента, на котором его исполняют, но и, в гораздо большей степени, от времени и места создания, а также от индивидуального стиля композитора), безусловно пригодятся современным исполнителям музыки той эпохи.

Кроме того, автор проводит четкое разделение на солистов и хористов. И если, как он пишет, “лучшее исполнение аккомпанирующего голоса это пропеть все в точности так, как предписано композитором”, то к солисту предъявляется куда больше требований. Он должен не только уметь читать ноты и чисто и ритмично петь красивым звуком, но и понимать текст, расставляя в нем смысловые акценты, знать гармонию, чтобы употреблять различные мелизмы и украшения, уметь верным образом взаимодействовать с оркестром и разбираться в вопросах акустики.

В книге упоминаются написанные ранее, но актуальные в то время теоретические труды И. Г. Зульцера, П. Ф. Този, И. А. Хиллера и Д. Г. Тюрка, что дает возможность заинтересованному читателю расширить границы своих познаний.

Мы надеемся, что эта малоизвестная жемчужина музыкознания найдет своего благодарного ценителя и поможет вокалистам и музыкантам иных профессий сделать свое исполнение “истинной усладой для слушателя”.

М. Куперман