Бруно Муджелліні. Метод технічних вправ для фортепіано. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове
Бруно Муджелліні. Метод технічних вправ для фортепіано. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1

Бруно Муджелліні. Метод технічних вправ для фортепіано. Навчальний посібник. 1-е изд., Нове

750 ₴
В наявності

Доставка

Детальніше про доставку

Оплата

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
підручники
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
тверда
Тип паперу
офсетний
Тип поверхні паперу
глянцева
Стан
новий
Иллюстрациии
черно-белые

Опис

Содержание

Предисловие ………. 3

КНИГА I. Элементы теории и первые технические упражнения ………. 7

Теоретическая часть ………. 8

Простейшие сольфеджио ………. 19

Обобщающие упражнения ………. 23

Практическая часть ………. 27

1. Предварительное упражнение ………. 27

2. Извлечение отдельных звуков ………. 28

3. Связное извлечение звуков ………. 29

4. Выдержанные звуки и различный ритм ………. 31

5. Различные тональности и ритмы ………. 32

6. Большой палец и мизинец на чёрных клавишах ………. 34

7. Упражнения  с  выдержанными нотами ………. 35

8. Staccato всеми пальцами ………. 36

9. Подготовка к трели ………. 37

10. Упражнения на чёрных клавишах ………. 38

11. Хроматические упражнения ………. 39

12. Упражнения для большей самостоятельности пальцев ………. 40

13. Упражнения на убирание и постановку пальцев ………. 41

14. Упражнения для развития беглости на длинных пассажах ……….  42

15. Подготовительные упражнения к исполнению двойных нот ………. 48

16. Упражнения на беглость с различными ритмическими акцентами ………. 50

КНИГА II. Гаммы и другие упражнения на беглость ………. 51

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ………. 53

(1) Подготовка к гаммам ………. 53

(2) Простейшие гаммы в расходящемся движении ………. 55

(3) Гаммы в прямом движении во всех тональностях ………. 56

(4) Гамма до мажор с разными ритмическими акцентами ………. 62

(5) Несколько примеров с различным ритмом и нюансировкой ………. 63

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ………. 64

(6) Упражнения для укрепления пальцев ………. 64

(7) Простые трели и трели с тянущимися нотами ………. 65

(8) Репетиции ………. 68

(9) Другие виды упражнений на совершенствование гамм ………. 70

(10) Гаммы в терцию, сексту, дециму и в расходящемся движении ………. 73

(11) Хроматическая гамма в различных видах ………. 89

(12) Гаммообразные пассажи чередующимися руками ………. 92

(13) Гаммы чередующимися руками ………. 93

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ………. 95

(14) Упражнения в мажоре для укрепления пальцев ………. 95

(15) Другая серия упражнений на репетиции ………. 97

(16) Минорные гаммы с альтерированными 4-й и 7-й ступенями ………. 99

(17) Другая серия гамм с чередованием рук ………. 102

(18) Гаммы скольжением ………. 104

(19) Хроматические пассажи на беглость ………. 104

КНИГА III. Арпеджио ………. 107

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ (Упражнения без подкладывания большого пальца) ………. 108

(1) Подготовительные упражнения ………. 108

(2) Арпеджио в прямом движении, по аккордам в тесном расположении, в хроматической последовательности ………. 111

(3) Короткие арпеджио в прямом движении по трезвучию ми мажор ………. 112

(4) Арпеджио в расходящемся движении в различных видах ………. 113

(5) Короткие арпеджированные аккорды ………. 115

(6) Подготовительные упражнения к арпеджио объёмом в октаву ………. 116

(7) Различные арпеджио в прямом движении объёмом в октаву ………. 117

(8) Аккорды в виде ломаных арпеджио в прямом движении ………. 122

(9) Аккорды в виде ломаных арпеджио в противоположном движении ………. 125

(10) Упражнение на арпеджио с двойными нотами ………. 126

(11) Арпеджированные аккорды ………. 127

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ………. 128

(12) Подготовка к аккордам из четырёх звуков, разложенных в виде арпеджио ………. 128

(13) Подготовительные упражнения к арпеджио длиннее октавы ………. 129

(14) Арпеджио на две октавы во всех тональностях в прямом движении ………. 131

(15) Упражнения в виде арпеджио с чередующимися руками ………. 136

(16) Арпеджио на две октавы в противоположном движении ………. 141

(17) Ломаные арпеджио в прямом движении ………. 149

(18) Ломаные арпеджио в противоположном движении ………. 150

(19) Арпеджио в прямом движении по септаккордам ………. 152

(20) Арпеджио в противоположном движении по септаккордам ………. 154

(21) Уменьшенные септаккорды в виде ломаных арпеджио в противоположном движении ………. 156

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ………. 157

(22) Упражнения для 4-го и 5-го пальцев ………. 157

(23) Подготовительные упражнения к большим арпеджио ………. 158

(24) Арпеджио с двойными нотами ………. 158

(25) Терцдецимаккорды в виде арпеджио ………. 161

(26) Большие арпеджио в различных видах ………. 162

КНИГА IV. Двойные ноты legato и staccato ………. 167

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ………. 169

(1) Подготовительные упражнения к исполнению двойных нот legato ………. 169

(2) Двойные ноты staccato ………. 178

(3) Гаммы в терцию в прямом движении во всех тональностях ………. 180

(4) Гаммы в терцию в прямом движении во всех тональностях (с другой аппликатурой) ………. 184

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ………. 189

(5) Трель из двойных нот двумя руками, одновременно и чередуя ………. 189

(6) Гаммы в двойную терцию в противоположном движении ………. 193

(7) Другие упражнения на двойные ноты legato и staccato ………. 193

(8) Упражнения на кварты legato ………. 199

(9) Хроматическая гамма двойными нотами ………. 203

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ………. 211

(10) Гаммы двойными нотами чередующимися руками ………. 211

(11) Различные упражнения legato и staccato ………. 214

(12) Упражнения на скольжение ………. 220

(13) Мажорные гаммы в двойную терцию с аппликатурой специально для legato ………. 221

КНИГА V. Сексты, октавы и аккорды ………. 223

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ ………. 225

(1) Подготовительные упражнения для исполнения секст legato ………. 225

(2) Гаммы двойными секстами в прямом движении во всех тональностях ………. 230

(3) Хроматические гаммы в прямом и противоположном движении большими и малыми двойными секстами ………. 238

ЧАСТЬ ВТОРАЯ .......... 242

(4) Упражнения, подводящие к исполнению октав staccato ………. 242

(5) Октавы стаккато ………. 243

(6) Октавы legato ………. 246

(7) Гаммы в октаву legato и staccato ………. 248

(8) Хроматические гаммы октавами ………. 252

(9) Прерванные октавы ………. 254

(10) Различные упражнения на прерванные октавы ………. 257

(11) Ломаные октавы ………. 260

(12) Другая серия различных упражнений на двойные ноты legato ………. 262

(13) Двойные сексты чередующимися руками ………. 272

(14) Другая серия упражнений на октавы staccato ………. 276

ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ ………. 279

(15) Аккорды ………. 279

(16) Двойные ноты и аккорды с выделенными звуками ………. 285

(17) Гаммы секстаккордами ………. 286

(18) Гаммы в октаву с терцией ………. 289

(19) Упражнения на октавы, чередующиеся с аккордами ………. 294

(20) Упражнения на октавы и аккорды чередующимися руками ………. 295

(21) Гамма скольжением двойными нотами ………. 303

(22) Арпеджио октавами ………. 304

КНИГА VI. Упражнения в полифоническом стиле ………. 307

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ …....... 308

(1) Упражнения с твердой рукой с различными акцентами и ритмом ………. 308

(2) Гаммы с разными штрихами и оттенками ………. 310

(3) Арпеджио с различными штрихами ………. 311

(4) Скольжение пальцев ………. 313

(5) Перекрещивание пальцев ………. 315

(6) Подмена пальцев ………. 316

(7) Контраст ритма ………. 318

(8) Простые полифонические упражнения для двух рук ………. 320

ЧАСТЬ ВТОРАЯ ………. 322

(9) Двойные ноты с одним облегченным звуком ………. 322

(10) Двойные ноты различной продолжительности ………. 323

(11) Полифонические упражнения с фразировкой ………. 325

(12) Упражнения с контрастными акцентами и ритмом в разных руках ………. 327

(13) Другие упражнения, подобные предыдущим, с двойными нотами ………. 328

(14) Арпеджио, различным образом разложенные в двух голосах ………. 330

(15) Пассажи в форме прогрессии, взятой из сочинений И. С. Баха ………. 331

КНИГА VII. Упражнения на связность, певучесть и использование педали ………. 337

(1) Предварительное упражнение ………. 339

(2) Другие упражнения на связность и певучесть ………. 340

(3) Об использовании педали ………. 345

(4) Некоторые упражнения на использование педали ………. 346

(5) Советы по использованию педали ………. 349

(6) Несколько примеров из сочинений известных авторов с проставленной педалью ………. 353

КНИГА VIII. Упражнения для совершенствования ………. 357

(1) Упражнения для достижения большей растяжки и эластичности руки ………. 358

(2) Совершенствование гаммы ………. 364

(3) Хроматические гаммы ………. 370

(4) Скачки ………. 375

(5) Двойные ноты скольжением ………. 377

(6) Репетиции ………. 378

(7) Контраст ритма ………. 380

(8) Упражнения в форме прелюдий ………. 383

Бруно  Муджеллини  (1871–1912)  – итальянский пианист, композитор и музыкальный  педагог  –  приобрёл  известность благодаря своим редакциям клавирных сочинений М. Клементи и И. С. Баха, которые до сих пор пользуются популярностью среди начинающих пианистов. Пройдя школу Густаво Тофано  и Ферруччо Бузони, он  не только блестяще владел фортепианной техникой, но и мог претворить свои навыки в собственных сочинениях,  значительнаячасть  которых  имела педагогическую направленность. Его дидактическое пособие «Метод технических упражнений» (итал. “Metodo di esercizi tecnici”), опубликованное в 1911 году, стало итогом многолетней работы с учениками-пианистами в Болонском музыкальном лицее. Этот масштабный труд, состоящий из  пяти книг, охватывает самые разные  аспекты  фортепианной техники, начиная с элементарных упражнений для начинающих и заканчивая сложными  примерами на двойные ноты, движение аккордами и арпеджио.

1-я книга «Метода технических упражнений» предназначена для тех, кто делает первые шаги в освоении фортепиано. Книгу открывает теоретический раздел, дающий базовые знания, необходимые для начала обучения: расположение нот на клавиатуре и нотном стане, ключи, размеры, соотношение длительностей и использование знаков альтерации; здесь также приводится ряд упражнений для закрепления теоретического материала. Практическая часть начинается с простейших примеров напостановку пальцев и связное извлечение звуков, после чего затрагивает основные аспекты фортепианной техники для начинающих: исполнение мелодических фигур в пределах одной позиции, координацию рук в параллельном и противоположном движении, применение косвенного двухголосия в одной руке, штрихи legato и staccato, игру всеми пальцами (без подкладывания пальцев и смены позиции). Большинство упражнений могут исполняться как одной, так и двумя руками.

2-я книга «Метода технических упражнений»  практически полностью посвящена гаммам. Здесь приводятся как простейшие варианты гамм в прямом и противоположном движении, так и более  сложные примеры, включающие разную группировку звуков при равномерном движении (по два, по три, по пять и т. д.) и различные ритмические фигуры. Ученику предлагаются мажорные и минорные гаммы в разных видах  (гармоническом, мелодическом) с обозначением авторской аппликатуры  во всех тональностях, а также хроматические гаммы и гаммы с альтерированными ступенями.  Для улучшения координации предлагается играть упражнения  в параллельном движении не только в октаву, но и в другие интервалы (терцию, сексту, дециму). Целая серия упражнений посвящена чередованию рук при исполнении гамм и гаммообразных пассажей. Помимо этого в книге содержится ряд примеров для общей тренировки беглости пальцев, в том числе упражнения на трели и репетиции.

3-я книга  «Метода  технических упражнений» полностью посвящена арпеджио.  Здесь приводятся  разные варианты движения по  трезвучиям и септаккордам, прямые и ломаные арпеджио,  гармонические фигурации. Данные в прямом и противоположном движении, они позволяют развивать координацию рук  и  прорабатывать разные  аппликатурные  сложности.  Авторская аппликатура, которой снабжены все упражнения, даёт возможность  избежать ошибок при самостоятельной работе и освоить примеры  с максимальной пользой для пальцев. Различные варианты ритмических фигур,  штрихов  и  динамических оттенковслужат расширению  технической палитры исполнителя.  А секвенции из последовательностей  арпеджированных  аккордов,

данные  в  разных тональностях,  представляют собой удобные для заучивания упражнения, которые можно  использовать при разыгрывании. В книге также присутствуют примеры на чередование рук и специальные

упражнения для развития 4 и 5 пальцев.

4-я книга «Метода технических упражнений» посвящена движению двойными нотами. Здесь автор приводит целый комплекс примеров, направленных на развитие крепости пальцев при исполнении соответствующих  пассажей  и  фигур. Упражнения  включают в себя не только гаммы параллельными терциями в прямом и противоположном движении, но и движение параллельными аккордами, распределёнными между двумя руками.  Фигуры с сочетанием различных интервалов в одной руке  помогут  подготовиться  к освоению сложной романтической фактуры. А примеры на косвенное  движение  будут полезны при исполнении полифонической музыки. Автор снабжает все упражнения специально подобранной  аппликатурой.  Некоторые из них имеют несколько вариантов аппликатуры, что позволяет проработать различные сочетания пальцев при их исполнении. Как и другие номера из книг «Метода технических упражнений»,  примеры  из этой книги  удобно  заучивать,  чтобы  использовать их при разыгрывании.

5-я книга «Метода технических упражнений» посвящена движению секстами, октавами и аккордами. Упражнения, представленные в этой книге, в первую очередь направлены на развитие крепости пальцев, обеспечивающей лёгкость при исполнении сложных пассажей. Аппликатура здесь подобрана таким образом, чтобы задействовать различные сочетания пальцев и дать возможность полноценно развиваться всем пальцам руки, включая «малоподвижные» 4-й и 5-й.  Различные варианты однотипных упражнений приводятся с разной аппликатурой, чтобы позволить ученику проработать различные варианты движения руки в том или ином пассаже. Вариативность аппликатуры в данном случае позволит не только развить гибкость и сноровку пальцев, но и обогатить свой исполнительский арсенал  разнообразными  способами исполнения устойчивых фигур и пассажей, встречающихся в художественной практике.Упражнения в книге расположены в порядке нарастания технической трудности.

Главная задача 6-й книги «Метода технических упражнений» заключается в том, чтобы подготовить ученика к исполнению полифонических произведений И. С. Баха – в первую очередь трёхголосных инвенций и Французских сюит. Для этого в книге приводятся упражнения, направленные на развитие независимости в работе рук и пальцев каждой руки в отдельности. Это подразумевает свободное сочетание различных ритмических рисунков, штрихов и динамических оттенков в разных голосах, умение слышать и интонировать каждый голос так, как если бы он звучал отдельно отдругих. Поскольку исполнение полифонической музыки всегда связано с аппликатурными трудностями, автор приводит специальные упражнения, связанные с подменой пальцев, их перекрещиванием и скольжением с одной клавиши на другую. Упражнения располагаются в порядке нарастающей трудности и заканчиваются секвенциями, построенными на фрагментах из произведений И. С. Баха.

В 7-й книге «Метода технических упражнений» автор приводит примеры для отработки связного соединения нот в мелодической линии и фигурациях, а также связного соединения аккордов, как с использованием педали, так и без неё. Автор даёт подробные комментарии и советы, касающиеся педализации в различных видах фактуры с примерами из произведений композиторов-романтиков.

8-я книга подводит итог всему циклу «Метода технических упражнений». Она содержит наиболее сложные упражнения, сочетающие в себе различные технические трудности и предназначенные для опытных учеников, освоивших материал предыдущих книг. Здесь можно найти фигурации с широкими скачками, двойными нотами и аккордами, гаммы с удержанными нотами, с добавлением интервалов и аккордов, упражнения с одновременным сочетанием различных ритмических групп в двух руках и другие примеры, направленные на совершенствование исполнительской техники.

Александр Скрипко, музыкальный редактор издательства «Планета музыки»