Євген Трембовельскій Стиль Мусоргського Лад. Гармонія. Склад. Видання 2-е.
Доставка
Оплата
Опис
В книге представлена в полном виде оригинальная концепция лада, гармонии и фактуры Мусоргского, как создателя новых музыкальных закономерностей. Их постижение означает, по сути, одновременно исследование художественно-технологических истоков и основ современного композиторского творчества. К данной теме относятся острые в теоретическом музыкознании вопросы монодийно-гетерофонного и модального мышления, типологии фактур и полиладовых явлений, децентрализации и неклассического моудлирования, ладовой производности и полиопорности, пополнния модусов и их взаимодополняемости, сбережения тонов и предыктовости, ладового развития, раскрывающегося лада и унитональности.
Книга адресована музыковедам, композиторам и исполнителям, может найти широкое применение в различных музыкально-теоретических курсах.
Модест Мусоргский перешагнул стилевые рубежи своего времени и словно бы вклинился в музыкальный XX век, во многом предопределив черты и тенденции его развития. Бесчисленны признания художников последующих поколений, что именно он стал их духовным отцом и источником технологических открытий — Дебюсси, Стравинский, Барток, Шостакович, Онеггер, Пуленк, Прокофьев, Свиридов, Яначек, Орф, Слонимский, Тищенко… Особенно крутой поворот к стилистике будущего сделан им в сфере ладогармонического письма. Речь идет не об отдельных находках в сфере аккордики, функциональности и модуляционности, а о действительно новом ладовом мышлении.
Осмысление сущностных особенностей ладового мышления композитора — одна из актуальных задач как собственно «мусоргсковедения», так и науки о современной музыке, о ее стилевых истоках.
Книгу отличает чрезвычайно свежий, глубокий и, во многом, неожиданный исследовательский взгляд. Вскрытию многомерности, «полиопорности» музыкального мышления Мусоргского способствует органичное сочетание в авторском методе исследования новейших методов самых разных областей сегодняшнего музыкознания, а также фольклористики.
Оглавление
- ВВЕДЕНИЕ
- Художник живет в будущем
- Этапы постижения Мусоргского и их соотнесенность с теорией современной музыки и фольклора. Некоторые источники
- Специфические трудности изучения в связи с подходом к Мусоргскому как композитору своего и будущего веков
- О понятийно-терминологическом аппарате
- Лад и отношения его сторон
- Двенадцатиступенность.
- О тональных функциях и их символах
- Структура работы
- Часть первая
О ЛАДОГАРМОНИЧЕСКОЙ И ФАКТУРНОЙ СПЕЦИФИКЕ- Глава I.
ТОНАЛЬНАЯ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИЯ КАК ОДИН ИЗ НОВАТОРСКИХ СТИЛЕВЫХ ПРИНЦИПОВ- Ладостилевая многосоставность
- Об использовании понятий «модальность — тональность»
- Децентрализация как принцип новой тональности
- «Задачи Мусоргского на определение тональности» и принцип их решения
- О тонально-знаковой сигнатуре
- Основные виды гармонических структур
- Первая группа. Соответствие мажорно-минорной системе
- Вторая группа. Неклассицистские приемы голосоведения и построения аккордов
- Третья группа. Нетрадиционные последовательности
- Плагальность как обращенная автентичность
- Уплотнение аккордовых рядов
- Четвертая группа. Нетрадиционная аккордика
- Целостность гармонических последовательностей в условиях децентрализации
- Глава II.
МОНОДИЙНО-ГЕТЕРОФОННАЯ СУЩНОСТЬ МУЗЫКАЛЬНОЙ ТКАНИ 1. Единство лада и склада- Полимелодичность ткани и трактовка вертикали
- Понятие гетерофонии и вопросы типологии фактуры
- Монодийно-гетерофонное мышление — фактор стилевого единства ...112 5. Проявление монодичности
- О соотнесении ведущего голоса и сопровождения
- Снижение роли неаккордовых звуков
- Немодусные тоны
- Тематизация фактуры
- О народных истоках
- Глава III.
ТОНАЛЬНО-ДВОЙСТВЕННЫЕ ЗВУКОСИСТЕМЫ- А. ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ
- Понятие, виды, характер проявления у Мусоргского
- Роль доминантового лада в перестройке классической системы
- Некоторые факторы тональной двойственности
- Специфика выразительности
- Б. ПОЛИОПОРНОСТЬ
- Коррелятивность лада и склада в свете проблемы политональности ...
- Определение дефиниций: полиладовость, полимодальность, полиопорность (политоникальность, политоничность)
- Консонантная и диссонантная политоники
- Об использовании политоникальности и политоничности
- Некоторые формообразующие и содержательные аспекты применения полиопорности
- Об особенностях пьесы «Два еврея, богатый и бедный»
- А. ПРОИЗВОДНЫЕ ЛАДЫ
- Глава I.
- Часть вторая
ПРИНЦИПЫ ЛАДОВОГО РАЗВИТИЯ- ВСТУПЛЕНИЕ
- Усиление значимости элементов и динамика музыкального развития
- О понятии «ладовое развитие»
- Раздел первый
МОДАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ- Глава IV. ПОПОЛНЕНИЕ ЗВУКОРЯДА
- Общая характеристика принципа
- «Promenade» и основные аспекты модального развития
- Индивидуализированность конкретных решений. «Швея»
- Первичность модальных факторов
- Сбережение тона
- Сбережение аккордики
- Глава V. ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМОСТЬ МОДУСОВ
- Факторы соотношения модусов
- Образцы модальной дополняемости сопоставляемых тем
- Модальная дополняемость внутри тем
- Концентрированное выражение принципов ладового
- развития в четырехтакте из «Хованщины»
- Об избирательном отношении к материалу
- Глава VI. ПРОЯВЛЕНИЕ ПРИНЦИПОВ РАСКРЫВАЮЩЕГОСЯ ЛАДА
- Метод интервальной модификации
- Понятие «раскрывающийся лад» и некоторые вопросы его приложения к профессиональной музыке
- Опосредованные и усложненные проявления принципов ладового раскрытия
- Раздел второй. ФУНКЦИОНАЛЬНО-ТОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ
- Глава VII. СПЕЦИФИКА МОДУЛЯЦИОННОЙ ТЕХНИКИ
- Ошибочные взгляды на роль и качество модуляций
- О традиционных приемах и их стилевой индивидуализации
- Специфические примеры модулирования как выражение нетрадиционных аспектов ладового мышления
- Модуляция через тонику последующего строя. Несинхронность тонального сдвига с межфразировочной цезурой или со сменой звукоряда
- Модуляция через посредствующий тон
- Приемы стыковки в «Картинках с выставки»
- Сочетание переходности и сопоставительности в модуляциях через посредствующую тональность
- К проблеме ладотональных комплексов
- Некоторые трудности установления тональных планов
- Проявление мелодико-интонационных признаков в «глиссандирующих» тональных планах
- Глава VIII. НЕКОТОРЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОДГОТОВЛЕНИЯ НОВЫХ РАЗДЕЛОВ
- О самостоятельности и индивидуализированности подготовляющих частей
- «Баба Яга» как предыкт к «Богатырским воротам»
- Определяющее значение модальных факторов подготовления
- Завершающий этап подготовления и его соотношение с «иктом» .....
- Включение полифункциональных сочетаний
- О цепи подготовлений в связи с образным развитием
- Сцена гадания Марфы
- Отношение факторов самостоятельности и предыктовости и его влияние на формообразование и образные связи
- Глава IX. ПРИНЦИП УНИТОНАЛЬНОСТИ
- Об оценке безмодуляционных решений в сочинениях
- Мусоргского
- Приложение понятия «унитональность» к ряду известных
- музыкальных явлений. Причины сохранения принципа
- Принципы ладотональной структуры «Женитьбы»
- Унитональность как единый принцип различных ладоструктур в «Картинках с выставки»
- Проявление унитональности в «Хованщине». Финал III действия
- Унитональность как динамизирующий фактор
- Глава IV. ПОПОЛНЕНИЕ ЗВУКОРЯДА
- ВСТУПЛЕНИЕ
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Список использованных источников
- Summary