Сучасна імпровізація. Практичний курс для фортепіано: Навчальний посібник. 1-е изд

Сучасна імпровізація. Практичний курс для фортепіано: Навчальний посібник. 1-е изд

Сучасна імпровізація. Практичний курс для фортепіано: Навчальний посібник. 1-е изд від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1
335 ₴
В наявності

Доставка

 Укрпошта
35 - 100 ₴, Безкоштовно від 1 500 ₴
 MeestExpress
50 - 100 ₴, Безкоштовно від 2 000 ₴
 Нова Пошта
50 - 150 ₴
Детальніше про доставку

Оплата

 Оплата на картку «Приватбанк»
 Оплата на картку «Monobank»
 Оплата під час самовивезення по м. Київ

Опис

Содержание


Предисловие .......... 3
Введение .......... 6
Раздел 1. Элементы музыкального языка современной свободной импровизации .......... 11
Глава 1. Импровизация и свобода. Степени свободы импровизатора .......... 13
Глава 2. Структурные элементы свободной импровизации. Параметрический подход. Оппозиции .......... 17
Глава 3. Импровизация на одном звуке .......... 22
Глава 4. Импровизация на одном звуке с привлечением соседних звуков .......... 26
Глава 5. Сопоставление звуковысотностей. Два звука в разных регистрах .......... 30
Глава 6. Два звука в разных регистрах с привлечением соседних звуков .......... 34
Глава 7. Импровизация в заданном ладу. Классификация ладов .......... 38
Глава 8. Импровизация в заданном ладу (натуральном или производном) в пределах октавы .......... 43
Глава 9. Импровизация в заданном ладу без ограничений диапазона .......... 47
Принцип раги .......... 47
Глава 10. Импровизация в случайном ладу .......... 51
Глава 11. Полиладовая импровизация .......... 53
Глава 12. Особенности линеарной импровизации в симметричных ладах .......... 56
Раздел 2. Импровизация тональная и атональная .......... 67
Глава 13. Импровизация с фиксированными интервалами .......... 59
Глава 14. Некоторые аккорды, используемые в свободной импровизации .......... 61
Глава 15. Кластеры .......... 64
Глава 16. Импровизация в условиях механических ограничений .......... 66
Глава 17. Тональность. Отношение к тональности в современной импровизации .......... 69
Глава 18. Однотональная импровизация .......... 71
Глава 19. Импровизация в расширенной тональности .......... 74
Глава 20. Импровизация по заданной гармонической сетке .......... 78
Глава 21. Импровизация по тональному плану .......... 85
Глава 22. Совмещение тональной и атональной игры .......... 89
Раздел 3. Использование специфических ресурсов фортепиано в импровизации .......... 93
Глава 23. Понятие о расширенном фортепиано .......... 95
Глава 24. Игра на струнах .......... 96
Глава 25. Приготовленное (препарированное) фортепиано .......... 100
Глава 26. Фортепиано как ударный инструмент .......... 102
Глава 27. Комбинированная техника .......... 103
Глава 28. Использование посторонних предметов в импровизации на фортепиано .......... 106
Глава 29. Пианист и его голос .......... 107
Раздел 4. Построение формы в свободной импровизации .......... 109
Глава 30. Проблема формообразования в импровизации .......... 111
Глава 31. Общие принципы построения музыкальной формы. Триада i–m–t и ее составляющие .......... 113
Глава 32. Трёхчастная форма в импровизации .......... 118
Глава 33. Импровизация в некоторых классических формах .......... 120
Глава 34. Параметрический подход к построению музыкальной формы в импровизации .......... 125
Глава 35. Импровизация по графическим и текстовым партитурам .......... 129
Упражнение на построение параметрической импровизации со случайными параметрами .......... 136
Заключение. Рекомендации начинающим импровизаторам .......... 138
Дополнения .......... 141
Импровизации в некоторых композиторских техниках .......... 142
Алеаторика .......... 142
Пуантилизм .......... 142
Сонористика .......... 143
Минимализм .......... 143
Додекафония и сериализм .......... 144
Краткий экскурс в историю импровизационной музыки .......... 146

Предисловие

Один из самых пластичных импровизаторов-полистилистов, сегодня Роман Столяр — перспективный и вместе с тем довольно непредсказуемый представитель российского нового джаза. Наряду с импровизацией, не меньшее место в его музыке занимает композиция — недаром в свое время он окончил композиторский факультет Новосибирской консерватории. Теперь же сам преподает в Новосибирском музыкальном колледже авторский курс «Теоретические основы джазовой импровизации», а также проводит мастер-классы по импровизации и композиции на обширной территории бывшего СССР — от Томска до Кишинева. Кроме того, весной 2007 года он вел семинар по коллективной импровизации в Калифорнийском институте искусств.

И вот весь свой педагогический опыт Роман Столяр аккумулирует в настоящем издании. Его практический курс для фортепиано «Современная импровизация» выделяется на фоне других выходивших в России пособий по импровизации своей стилевой всеядностью. За свою относительно недолгую карьеру Роман Столяр успел поиграть со многими музыкантами альтернативного толка — среди них Владимир Чекасин, Анатолий Вапиров, Сьюзен Аллен, Винни Голиа. Его эстетика тяготеет к постмодернистской эклектике — не в негативном смысле, а в смысле художественной системы, и, возможно, поэтому он считает своим долгом познакомить учащихся со всеми основными системами организации звука, в том числе, казалось бы, давно сброшенной с парохода современности клас си ко-роман тиче ской тональностью. Как справедливо замечает сам автор, это целый спектр возможностей, которые в атональном окружении звучат неожиданно свежо. Среди других систем и типов мышления — расширенная тональность, пуантилизм, сонористика, алеаторика, минимализм, даже додекафония и сериализм, симметричные лады, музыка барокко, индийская классическая музыка, мугам и, конечно, джаз. Автор настоящего пособия считает, что чем большим количеством стилистических элементов владеет современный импровизатор, тем богаче его палитра и, соответственно, конечный результат. Творческое кредо Романа Столяра звучит так: «Необходимо не просто изучать историю музыки ХХ века,но быть в курсе последних музыкальных событий и новаций, регулярно прослушивая аудиозаписи и посещая концерты, — поскольку все, что учащийся (и вообще любой из нас) слышит вокруг, может быть с успехом использовано в импровизации». Большое внимание уделяется проблемам формообразования в импровизации — от построения простой трехчастной формы до сонатной; в этом процессе построения задействуется, можно сказать, легендарная асафьевская триада i–m–t (импульс–движение–завершение). Кроме того, предлагается импровизировать по графическим и текстовым партитурам, что, возможно, сдвинет с мертвой точки нынешнюю ситуацию в современном исполнительском искусстве, когда академические музыканты порой просто отказываются играть недетерминированные фрагменты партитуры.

Книга Романа Столяра ценна прежде всего своей практической частью: ее автор — не теоретик, а прежде всего практик. Некоторые его методики заслуживают отдельного упоминания. Например, принцип ограничения средств начинающего импровизатора: сначала это лишь один звук, затем с привлечением соседних тонов и т. д. Или же ограничение касается диапазона, или количества пальцев, которыми позволяется играть; определенная заданность может быть и в структуре лада. Думается, подобный подход продуктивен: ограничения всегда стимулировали творчество. В целом же материал книги выстроен по принципу «от простого к сложному»: от отдельных звуков к кластерам, от ладов к полиладам, от тональности к атональности и их совмещению. Все это вполне согласуется с дидактическими задачами издания. Отдельный раздел посвящен специфическим ресурсам фортепиано — Роман Столяр как пианист знает об этом практически все. Он использует понятие расширенного фортепиано, где приветствуются неординарные техники игры, задействующие «внутренности» инструмента (струны, колки, раму), или дополнительные звуковые объекты, которые так или иначе меняют его звучание (кейджевское препарированное фортепиано; использование смычка, барабанных палочек, бумаги, картона и т. д.). Еще одну возможность расширения звукового поля рояля Роман Столяр связывает с голосом пианиста:декламация каких-либо текстов, пение, шепот, шипение, свист — все это входит в арсенал современного импровизатора.

Ирина Северина

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
підручники
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
тверда
Показати всі