Шуман Р. Альбом для юнацтва. Нотне видання. 5-е изд., Стер.

Шуман Р. Альбом для юнацтва. Нотне видання. 5-е изд., Стер.

Шуман Р. Альбом для юнацтва. Нотне видання. 5-е изд., Стер. від компанії Нотний магазин "Клавир" - фото 1
350 ₴
В наявності

Доставка

 Укрпошта
35 - 100 ₴, Безкоштовно від 1 500 ₴
 MeestExpress
50 - 100 ₴, Безкоштовно від 2 000 ₴
 Нова Пошта
50 - 150 ₴
Детальніше про доставку

Оплата

 Оплата на картку «Приватбанк»
 Оплата на картку «Monobank»
 Оплата під час самовивезення по м. Київ

Опис

Год выпуска 2020
Тираж 50 экз.
Формат 20,5 ´ 29 см
Переплет: мягкий
Страниц 88

Предисловие

«Альбом для юношества» ор.68 Роберта Шумана, написанный и изданный в 1848 году, по сей день служит непревзойденным образцом педагогического репертуара и далеко выходит за рамки инструктивной музыки для детей. В этом сочинении Шуман счастливо сочетал высокую художественность со строгим, точным и целесообразным отбором музыкально-выразительных средств, продолжая тем самым традиции И. С. Баха.

История создания «Альбома для юношества» тесно связана с личным, отцовским музыкально-воспитательным опытом Шумана. Сочинения для детей — первым из них и стал Альбом — появляются в творчестве композитора с конца 1840-х годов, то есть именно с того времени, когда начали обучаться музыке его собственные подрастающие дети. К 1 сентября 1848 года, дню рождения старшей дочери Марии, которой исполнялось семь лет, и была создана небольшая тетрадь фортепианных пьес, ставшая прообразом «Альбома для юношества». Эта рукопись, обнаруженная в 1954 году Дагмарой Вайзе, датирована 30 и 31 августа 1848 года. Она содержит восемь пьес Шумана — шесть включенных позднее в Альбом для юношества (см. № 2–7 наст. изд.) и две в него не вошедших (см. № 3, 11 Приложения 1 наст. изд.), а также ряд сочинений и транскрипций других композиторов. Уже 31 августа 1848 года в дневнике Шумана появляется пометка: «Идея детского альбома», свидетельствующая о том, что новый замысел, едва возникнув, перерос свои прикладные, внутрисемейные рамки. Это подтверждается и сделанной 1 сентября дневниковой записью жены композитора Клары Шуман: «Пьесы, которые дети обычно разучивают на уроках фортепиано, так плохи, что Роберту пришла мысль сочинить и издать тетрадь пьесок (вроде альбома) исключительно для детей. Несколько прелестных пьесок он уже написал».

За три следующие недели Шуман полностью завершил черновую рукопись Альбома (Книгу эскизов), начало которой положили пьески для Марии. Наряду с набросками, отрывочными музыкальными темами и составившими будущий 68-й опус пьесами здесь содержались пьески и достаточно развитые фрагменты, изъятые автором из сборника при дальнейшей его доработке и впервые изданные уже в ХХ веке (см. Приложение 1 к наст. изд. — № 1, 2, 4–6, 8, 9). Помимо нотного материала черновая рукопись включала в себя наставления юным музыкантам, в краткой афористической форме раскрывающие художественно-воспитательное кредо Шумана. Вероятно, поначалу он планировал разместить их между отдельными пьесами Альбома. Идея эта осуществлена не была. Впервые афоризмы, число которых увеличилось с 31 до 68, были опубликованы в лейпцигской Новой музыкальной газете (Neue Zeitschrift fьr Musik, специальное приложение к № 36 от 3.V.1850) под заглавием «Домашние и жизненные правила для музыкантов», а затем перепечатаны в приложении ко второму изданию Альбома (см. Приложение II к наст. изд.).

27 сентября 1848 года законченная накануне чистовая рукопись (Автограф) была отправлена в издательство. Причем несколько пьес Шуман вычеркнул, по-видимому, в самый последний момент (см. № 1, 2, 6–8 Приложения I к наст. изд.). Уже в ходе подготовки сборника к печати Шуман отказался и от предполагавшегося ранее общего его названия — «Рождественский альбом». Первое издание сочинения, выпущенное в свет в середине декабря 1848 года гамбургским издательством Schuberth & Comp., было озаглавлено «40 фортепианных пьес для юношества Роберта Шумана ор.68» («40 Clavierstьcke fьr die Jugend von Robert Schumann»). Заголовок же «Альбом для юношества» был предпослан третьему, расширенному изданию, объединившему ор.68 и Три фортепианные сонаты для юношества ор.118 (см. илл. на с. 6 наст. изд.) и, вероятнее всего, принадлежал издателю.

Настоящее издание подготовлено на основе изучения упомянутых выше источников, важнейшим из которых следует считать 1-е, откорректированное автором издание Альбома для юношества, находящееся в собрании Дома-музея Шумана в Цвиккау.

 В сравнении с Автографом оно содержит ряд изменений, сделанных композитором при просмотре двух корректур, и в случае разночтений является приоритетным. Незначительные и малочисленные поправки, внесенные Шуманом во 2-е и 3-е издания (они печатались по доскам первого), в тексте настоящего издания учтены и специально не оговариваются. Ранние варианты отдельных фрагментов пьес и их названий, позволяющие проследить процесс формирования музыкального замысла и нахождения адекватного ему литературного эквивалента, приведены в Примечаниях. Редактором настоящего издания по возможности сохранены особенности авторской записи (распределение рук, цезуры, лиги, знаки альтерации, динамические обозначения, педализация) и восстановлена авторская нумерация пьес. Проставленная в издании аппликатура принадлежит Шуману.

Оригинальные немецкие названия пьес и исполнительские ремарки воспроизводятся в авторском написании, а их переводы на русский язык в ряде случаев уточнены. Кроме того, в издании отмечены наиболее интересные и существенные отклонения от оригинальной версии и дополнения к ней, имеющиеся в редакции Клары Шуман: в тексте они обозначены пунктиром (кроме Приложения I) или заключены в круглые скобки и частично оговорены в Примечаниях. Все указания, заключенные в квадратные скобки, а также обозначенные пунктиром в Приложении I, принадлежат редактору настоящего издания.

Редактор приносит глубокую благодарность сотрудникам Генерального консульства федеративной республики Германии А. М. Рязановой и М. Гюнтеру, музыковеду А. Г. Петропавлову, научному сотруднику Российской национальной публичной библиотеки Санкт-Петербурга И. Т. Глебовой и руководителю Исследовательского центра Роберта Шумана в Дюссельдорфе д-ру Б. Аппелю за неоценимую помощь в подготовке настоящего издания.

* * *
Успеху первого издания Альбома для юношества Шумана немало способствовал и его титульный лист, оформленный известным немецким художником, профессором Дрезденской Академии художеств Людвигом Рихтером. Из писем и дневников композитора известно, что вскоре после окончания сочинения (25.Х.1848) Шуман, живший тогда, как и Рихтер, в Дрездене, обратился к нему с просьбой выполнить рисунок для титульного листа. Сын художника, Генрих Рихтер (он в 1848–1849 гг. был учеником Шумана по композиции) в своих воспоминаниях об отце сообщает ряд интереснейших подробностей этого заказа: «Рихтер — пишет он, — нанес ответный визит, чтобы, как того желал Шуман, прослушать в исполнении его супруги те пьесы, которые ему (Шуману) хотелось бы прокомментировать виньетками. В то время, как его жена исполняла их на фортепиано, композитор, склонив голову и полусмежив веки, сидел подле нее и шепотом произносил названия и делал отдельные пояснения». Этими пояснениями и руководствовался Рихтер, создавая виньетки к десяти указанным самим же композитором пьесам Альбома. Узнать их в рисунках нетрудно. К тому же на титульном листе третьего издания около каждой виньетки (они уже слегка изменены художником) был проставлен номер и название пьесы, которую она иллюстрирует, а именно (начиная с левого нижнего угла): № 33 Время сбора винограда; № 16 Первая утрата; № 10 Веселый крестьянин; № 22 Хороводная; № 15 Весенняя песнь; № 24 Песенка жнецов; № 35 Миньона; № 12 Кнехт Рупрехт; № 8 Смелый наездник; № 38 Зимняя пора.

Со слов отца Г. Рихтер приводит также одно из устных пояснений Шумана, касающееся пьесы «Зимняя пора»: «Вокруг заснеженный лес и поле: глубокий снег покрывает улицы города. Вечер, сумерки. Легкими хлопьями начинает падать снег. В доме, в уютной комнате сидят у яркого огня камина старики и смотрят, как весело водит дитя хоровод с куклой».

Явная связь между виньетками и ранними вариантами названий некоторых пьес (например, № 8, 35) или рисунок к пьесе «Первая утрата» — девочка, плачущая над мертвой птичкой, — где отражено реальное маленькое происшествие в шумановском доме, убеждают в том, что сюжеты виньеток могли быть подсказаны художнику только самим Шуманом. Все это и делает титульный лист первого издания Альбома для юношества не просто ценным с художественной и исторической точек зрения иллюстративным материалом, но и достоверным свидетельством собственного шумановского понимания содержания отдельных пьес, своего рода авторским комментарием, выраженным средствами графики.

Ольга Лосева, кандидат искусствоведения
Павел Егоров, профессор

Содержание

Предисловие .......... 3
Раздел первый. Для младшего возраста
Мелодия .......... 7
Солдатский марш .......... 8
Напевная песенка .......... 9
Хорал .......... 10
Пьеска .......... 11
Бедный сиротка .......... 12
Охотничья песенка .......... 13
Неистовый всадник .......... 14
Народная песенка .......... 15
Веселый крестьянин возвращающийся с работы .......... 16
Сицилийский танец .......... 17
Дед мороз .......... 19
Май, милый май, — скоро ты вновь придешь! .......... 22
Маленький этюд .......... 25
Весенняя песнь .......... 27
Первая утрата .......... 29
На утренней прогулке .......... 30
Песенка косарей .......... 31
Раздел второй. Для старшего возраста
Маленький романс .......... 32
Сельская песня .......... 33
* * * .......... 34
Хороводная песня .......... 35
Всадник .......... 37
Песенка жнецов .......... 39
Отзвуки театра .......... 40
* * * .......... 41
Песенка в форме канона .......... 42
Воспоминание (4 ноября 1847) .......... 44
Незнакомец .......... 45
* * * .......... 48
Военная песня .......... 50
Шехеразада .......... 52
«Время сбора винограда — радостное время!» .......... 54
Тема .......... 56
Миньона .......... 57
Песня итальянских моряков .......... 58
Матросская песня .......... 60
Зимнняя пора I, II .......... 62
Маленькая фуга .......... 66
Скандинавская песня (Привет Г.) .......... 69
Фигурированный хорал .......... 70
Новогодняя песня .......... 72
Приложение 1
Для самых маленьких. .......... 73
Колыбельная кукле .......... 73
Медвежий танец .......... 74
Горелки .......... 74
Лагуна в Венеции .......... 76
В гондоле .......... 77
Отрывок .......... 77
Кукушка-невидимка .......... 78
Маленький вальс .......... 79
Прелюдия .......... 79
Ребус ..........80
Приложение 2
Жизненные правила для молодых музыкантов .......... 81
Комментарии .......... 84
 


 

Характеристики

Тип
друковане видання
Вид
хрестоматії
Тематика
музика
Цільова аудиторія
універсальне
Мова видання
російська
Палітурка
м'яка
Показати всі